Бог любит Себя больше?
Не перестаю удивляться, как много странных фраз о Боге могут придумать христиане, как легко они берутся представлять Его, защищать и “прославлять”. Некоторые фразы самоуверенных “богословов” просто поражают.
Так Джон Пайпер в одной из своих проповедей представил Бога себялюбивым: “Бог – единственное Существо в мироздании, для Которого быть сосредоточенным на Себе или стремиться к собственной славе – значить проявлять наивысшую любовь. Для Него возвышение Себя есть высочайшая добродетель. Когда Он делает все “в похвалу славы Своей”, Он сохраняет для нас и дает нам то единственное в мире, что может утолить нашу жажду. Бог – для нас, и потому Он был, есть и будет прежде всего для Себя. Прошу вас, не нужно негодовать при мысли о том, что Божья любовь прежде всего обращена на Него Самого. Научитесь понимать, что в этом – источник вашей вечной радости”.
Критикуя слишком человеколюбивых евангельских верующих, он посетовал: “Ни один из моих сыновей никогда не приносил домой из воскресной школы тетрадь с темой урока: “Бог любит Себя больше, чем тебя”. Но ведь это так, это именно так”.
Я лично сомневаюсь, что это «именно так». Я бы не хотел, чтобы мои дочери приносили из воскресной школы такие записи. Сегодня книгами и проповедями Пайпера “питаются” миллионы евангельских верующих, так что личные странности проповедника – часть более масштабных странностей, присущих современному христианству в целом.
Не выдержав вопросов и сложностей нашего времени, люди ищут простых ответов, и фундаментализм всегда оказывается под рукой. Все христианство, Библия и церковная история упрощаются, вмещаются в несколько лозунгов. Все неудобное сложное, включая “золотой стих Библии” о любви Бога к человеку, рискует быть вычеркнутым. Бог любит Сам Себя, а ты кто такой, чтобы спрашивать такого Бога? Можно попытаться узнать, зачем же тогда такой самодостаточный и себялюбивый Бог создавал и спасал человека. Вряд ли этот вопрос будет принят с подобающей серьезностью фундаменталистами. Ответ на все один: для славы Бога. И тем не менее, я все же сомневаюсь, что для славы Бога сгодятся все наши глупости и мракобесие.
Мне прислали ссылку на проповедь Пайпера в момент, когда на моем рабочем столе лежала открытая книга немецкого богослова Юргена Мольтмана “Дух жизни”. “Триединый Бог в единстве Отца, Сына и Святого Духа Сам есть открытое и гостеприимное общение, в котором находит себя все творение… Изолированная и лишенная отношений жизнь, то есть в буквальном смысле жизнь индивидуальная, неделимая, противоречила бы самой себе,” – читал я у Мольтмана. Бог есть общение в Себе, а потому разглагольствования о Его “сосредоточенности на Себе” – по меньшей мере дерзкая невежественность.
Может быть и хуже.
Стремясь быть более евангельскими, чем само Евангелие, пренебрегая “общением Святого Духа” и полнотой Церкви в многообразии ее традиций, можно зайти слишком далеко – говорить о Боге столь категорично и самоуверенно, что Он будет вынужден замолчать, а может быть даже уйти. Тогда мы сможем говорить о Нем что угодно. В пустоте наши слова будут звенеть еще громче, отскакивая друг от друга в окружающую нас темноту.
Михаил, спасибо за Слово о Боге! Действительно, тенденция некоторых проповедников рисовать Бога, как только жаждущего славы и славы Себе, превосходит все ожидания. Это искаженный образ. Бог-Отец-Творец и Создатель творил и творит все новое, прежде всего не Один, и не для Себя только. Иоанна 3:16 - самое яркое свидетельство против Божьего гедонизма.(часто проповедуемого доктором Пайпером)