Исследование и Анализ изменений в духовной практике Славянских Церквей

Преамбула:

Факт эмиграции интерпретируют по разному, одни преподносят это как великий праздник, равнозначный Исходу народа Израильского из Египта, другие относятся к этому факту весьма негативно, примерно как Вавилонскому пленению и рабству. Как бы не интерпретировали, истории не перевернуть вспять, известно, что отсчёт периода эмиграции славянских христиан берет начало от 5 августа 1988 года. Вот как это отражено в христианской газете «Мир Вам» Финальная точка борьбы за свободу вероисповедания и исход была поставлена 5 августа 1988 года докладом Бориса Перчаткина в Конгрессе США. За 25 лет более чем 500 тысяч христиан из СССР переселилось в США.

Те, кто критикует эмигрантов, подсчитывают количество христиан которые могли бы уверовать если бы не было эмиграции. Так Максим Максимов, директор христианского телеканала CNL, заявляет о миллионах потенциальных христиан которые не стали таковыми из-за того что проповедники выехали по статусу беженцев.

Тем не менее, данное исследование принимает факт эмиграции как процесс исполненный по воле Того в Чьей руке сердце царя и как потоки вод куда захочет, Он направляет… Прит.21;1


1. Актуальность проблемы

И вот эти потоки направленные рукою Всевышнего находятся на территории не являющейся исторической родиной. Можно сделать вид, что это не про нас и не с нами, жить как будто этого феномена не происходило, а можно исследовать, проанализировать и сделать лучшее из того что имеем. Выход один, принять это и осознать как то, с чем надо работать, чтобы привести к хорошим результатам, а именно поступить по совету Всевышнего «…и если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста.» Иер.15;19


1.1 Реальность влияния американского образа христианина на верующих славянской диаспоры.

Ещё на территории СССР во время его существования, при посещении Американскими гостями церквей России и Украины, было непонимание западного поведения. Удивляла лёгкость в обращении с Божьей книгой – Библией, когда проповедник мог ее бросить под стул, освобождая место для желающего сесть или когда говорящий мог встать на неё для иллюстрации в проповеди. Особо внимательных и ревнивых братьев и сестёр возмущали окрашенные волосы или брюки бабулек, приехавших в числе американской делегации.

Долго по домам обсуждали сестру, американку, которая назвалась женой пастора, но не имела на голове покрывала. Иногда, особенно открытые задавали прямые вопросы через переводчика «А почему ваши верующие носят бусы и красят губы?»

Реальность такова, что сегодня не американские верующие в славянской церкви и культуре, а славяне в их культуре и церкви невольно претерпевают изменения. Это выражается как в практической так и в доктринальной сути славянского христианства. Это утверждение будет подкреплено статистически и документально собранными материалами: анкетами, аудио свидетельствами и графиками выборки из интернет материалов.

Господь не случайно определил для каждого народа «место и время обитания» Деян.17:26 и верующим надо осознать это определение, как оно может быть лучшим образом исполнено в условиях диссонанса слов, практических дел веры и истории нашего вероисповедания.

1.2 Влияние – это хорошо или плохо?

Прежде чем делать какие либо заявления, нам надо выяснить, влияние в данном контексте хорошо или плохо. Существует противоположность взглядов, а именно - одни все изменения относят к негативному фактору. Для них все старое – это истинное и правильное. Они готовы проверять, все и всех на временном детекторе. Если музыка написана в последний год или два, то она не хороша, даже если она благоговейна и насыщенна. Молодой человек, говорящий проповедь подвергается большой критики, только за то, что он не имеет седых волос и не страдал как страдали они.

Другая группа убеждена, что все проповедуемое отцами и чего держатся старшие по возрасту христиане, это традиции и обряды. От них нужно удаляться и там где возможно разрушать, высвобождая место новым формам. И новое это то, что более здравое и правильное, чем устаревшее. Они заявляют, что те принципы верования были совершенно не библейскими хотя и приводили кающихся грешников к переменам в моральном образе жизни.

Здравомыслящие говорят, не в старине или новизне выход. Есть некая ущербность как в новых, незрелых и не выстраданных формах поклонения, так и в старых традиционных методах. Нужно понять, когда держаться методик и правил прошлого, отодвигая новшества и когда пересмотреть застарелое и неработающее в новых условиях. В статье «Исповедь Иммигранта» И.И. Лещук говорит, об абсолютной неготовности старших к переменам в новых условиях и последующих разделениях в церквах и семьях; о нежелании смириться с тем очевидным фактом, что для детей и внуков английский язык станет основным.


1.3 Роль и ответственность поколений: отсутствие готовности старшего или безответственность молодого.

Уже была приведена фраза одного из авторов знающих эту проблему изнутри, и сейчас время задаться вопросом, это проблема только старшего поколения или так же и детей?

Другой автор, Геннадий Сергиенко, рассуждая на эту тему говорит о том, что старшее поколение не могло ничего сделать. Оно фактически связано не в силу своей неготовности, а иррациональности мышления и поведения подрастающего поколения. Дети утрачивают идентичность своей культуры. Кто они? Откуда? Должны ли мы гордиться или стыдится своего прошлого?

Молодёжь, продолжает он, сегодня можно уподобить образу «каменистой почвы» в притче о сеятеле. Она с «радостью принимает» новый язык и культуру, «но не имеет в себе корня» Мр.4:16; 17 ни старого, ни нового. Отсутствие исторических корней прямо ведёт к «непостоянству» ст.17 и непредсказуемости в поведении и взаимоотношениях с христианами старшего поколения.

Из этих двух точек зрения надо вывести тот факт, что как старшие так и молодёжь несут ответственность за происходящее. Именно поэтому, данное исследование весьма актуально для дальнейшего осмысления и принятия правильных действий. Среди обоих групп есть заинтересованные в правильном подходе к проблеме разногласия и им будет достаточно аргументов в данной работе для принятия проблемы как таковой. Когда есть объективная информация, то вероятность правильности последующих действий высока, хотя надо всегда полагаться и искать водительства Духа Божьего.


2. Цели и задачи исследования

Всякое дело начинается с определённой целью, только если оно не

делается из скуки. Более того, Писание рекомендует просчитывать успех дела. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» Лук. 14:28 И это необходимо представлять в начале запланированного дела, тем более такого резонансного, как опрос и исследование жизни целого народа. Ведь далее в этой главе от Луки говорится, что не закончивший начатое может быть поднят на смех, а авторы данной работы не хотят такого результата. Поэтому цель исследования и методы работы описываются ниже.


2.1 Какова цель данного исследования и кем оно может быть востребовано.

Интерес к изменению поведения и адаптации в условиях иммиграции всегда волновал различные круги наших соплеменников. И данное исследование это не новое модное занятие, которое пришло с последней иммиграцией. Известно, что подобная работа была проведена баронессой М.Д. Врангель

Используя своё особое положение в российской диаспоре, М. Д. Врангель смогла собрать интересную подборку по истории современного ей русского рассеяния второй половины 1920-х годов. Документы являют собой ответы на вопросы анкеты разосланные М. Д. Врангель. И хотя далеко не все ответы были получены, да и не все были развёрнутыми, полными, на основе этих документов можно составить определённую картину жизни российских беженцев той «белогвардейской» как часто ее называют волны иммиграции.

Конечно, данная работа не имеет таких возможностей и имени как баронесса М. Д. Врангель, да и уклон исследования сугубо духовно-поведенческий, а не общий - разносторонний. Этот материал и анализ может быть использован в будущем при описании исторического пути славянского братства как зарубежная ветвь евангельского направления, ведь в данной ситуации находятся все христиане славянской диаспоры, баптисты, пятидесятники, адвентисты и т.д.

Больше того, материал данного исследования может быть изучен руководящими братьями с целью составления стратегии и видения работы в церквах, а также среди отошедших от веры иммигрантов. Ведь как мы знаем, от непонимания между поколениями немало славянской молодёжи пополнило американские тюрьмы или проходят реабилитацию. Те, кто хотя бы прочитают данную работу будут лучше понимать процессы, проходящие в сердцах молодых и не очень молодых славян, а значит будут иметь лучший подход к их нуждам и потребностям.

Кто же занимается теологическим осмыслением влияния иммиграции, благодаря данному исследованию может получить ясную картину того может ли христианство активно действовать как культурная и общественная сила или же должно пребывать в глубокой обороне в своих бастионах, лишь наблюдая что происходит в обществе? Какой стратегии придерживаться: выйти за ворота для открытого сражения или же лишь редкими вылазками беспокоить неприятеля?


2.2 Как достигалась поставленная цель.

Данная цель достигалась с применением различных инструментов. В наше время есть гораздо больше возможностей, чем при исследовании баронессой Врангель. Были задействованы высокие технологии такие как «Monkey Survey» в интернет пространстве где верующие и не верующие из славянской диаспоры могли оставлять ответы и это больше молодое поколение, которое знает как работают социальные сети, такие как Фейсбук. Интернет опрос это непредвзятое без личностное получение данных, что отчасти хорошо для свободного изложения своей точки зрения. Молодёжь не всегда согласна взяться за перо и изложить своё мнение в письменном варианте.

Такие же точно вопросы были предложены другой группе, читатели газеты «Наши Дни» которые как правило христиане со стажем. Эта группа опрашиваемых составила порядка 2000 проживающих на территории Северной Америки. Данный вариант предусматривал многочисленные призы за лучшую анкету. Надо понимать, что количество и методы опроса заставляют думать о серьёзности отвеченного материала. Это не какие-то мимоходом полученные данные, это серьёзное исследование с большой базой анкет и возвращённых ответов.

На этом список инструментов проведения исследования не оканчивается. Так как первая часть вопросов была ориентирована на рядовых членов церкви, или даже просто «прихожан», которые время от время сталкиваются с глубоко верующими христианами и наблюдают за изменением поведения. Так руководство церквей, заботясь о душах так же наблюдает за изменением практике поклонения. Иногда руководство церкви само становится инициатором каких либо перемен. Поэтому, вторая часть исследования направлена на опрос руководящих братьев Славянских церквей Северной Америки. Для этого было проведено анкетирование во время конференций или личных посещений, а так же интервью в церквах.

Радио передача по этой проблематике принесла больше объективности мнения, так как проводилась в открытом эфире среди слушателей городов в нескольких штатов и любой желающий так же мог участвовать и оставить своё мнение, которое так же было учтено в данном исследовании.


2.3 Как читать данное исследование

Исследование проводилось в рамках работы по защите диссертации и получения степени мастера богословия, поэтому может быть не обработана для широкого круга читателей. Все же, одно из ярких направлений в нем отражено, это историческое изменение в практическом вероисповедании. Важно понимать что этот процесс не повторим. История – не статистика, а осмысление факта, понимание того, в чем его суть, что он дал современнику и последующим поколениям, как он отражает Божье присутствие в этом мире и Его промысел.

Этих объяснений не найти в популярной литературе, которая принята нашими школами как основополагающая. Без серьёзных научных источников, без отечественной классики никакого качества не будет.

Конечно, в последующие годы ещё не раз будет пересмотрен данный анализ в соответствии с ракурсом угла зрения на данную проблему. Задача же автора была максимально объективно предоставить собранную информацию и мнение людей. Факты, статистика и анкетные данные приведённые ниже, а так же приложенные в соответствующие файлы, подтверждают выдвинутую выше гипотезу. Эта работа в противовес высказыванию В. Любашенко, пока больше статистика с малым наполнением осмысления или интерпретации факта перемен пониманий и практических применений.

В последующих главах третьей и четвертой будет изложена вся увиденная мозаика изменений церковной практики. Пятая глава будет заключать в себе некоторую интерпретацию, так как без этой главы, анализ будет просто не проведён и работа не законченной.


3. Мозаика увиденного при данном исследовании.

В последующих разделах данной работы будет отображён результат анализа данных полученных в процессе исследования. Исходные материалы прилагаются и все желающие могут использовать первоисточники для перепроверки или доработки необходимых деталей.

Данное исследование было проведено что бы выявить изменения в духовной жизни и практике служения славянских общин последней волны иммиграции на постоянное место жительстве в США. Термин «славянские церкви» надо понимать, как собрания выходцев из 15 республик бывшего Советского Союза и имеющих русский или украинский как основной язык общения.

В опросах при исследовании также принимали участие люди родившиеся в иммиграции, но по прежнему ассоциирующие себя как часть славянского народа, хотя за 30 лет которые прошли с начала этой волны выезда христиан на жительство в США, многие стали родителями и имеют детей рождённых в этой стране. И они сами и их дети по праву могут называться коренными американцами, но все ещё продолжают посещать Славянские Церкви и участвовать в их жизни.

Стоит заметить, что некоторые регионы США более населены славянскими иммигрантами, некоторые менее, но несмотря на это, исследование проводилось без учёта места проживания. В будущем мы намерены учитывать географический фактор, ведь там где больше славянских церквей там и больше проведено работы по сбору данных для данного исследования.

3.1 Калифорния как лучшая исследовательская база

На сравнительно небольшом расстоянии, порядка 100 миль, в Северной Калифорнии располагается около 40, а если охватить весь штат, то наберётся и более 50 церквей, где поклонение происходит на русском или украинском языках. Фактически большая часть данного исследования основана на данных из этого региона. Это прекрасная исследовательская база, где можно наблюдать не только богослужебную часть, но и практическую жизнь верующих.

Более того, в городе Сакраменто (столица Калифорнии) находится штаб квартира самого большого союза славянских христиан - «Тихоокеанское Объединение». Частью активной жизни объединения являются ежегодные съезды и назидательные конференции, где озвучивается стратегия и планы дальнейшей жизни и развития Славянских церквей региона. На упомянутые съезды собираются братья как минимум из 4х штатов: Калифорнии, Гавайи, Миннесоты и Вашингтон.

3.2 Самые яркие и неожиданные изменения в духовной практике по сравнению с концом прошлого столетия.

В этой части хотелось бы отметить два особенно ярких изменения, которые были заметны ещё до проведения анкетирования, но после анализа собранных данных привели к ещё большей убеждённости, что американская культура, в которую попали Славянские верующие, оказала сильное влияние в вопросах о крещении и духовном образовании.


3.2.1 Правда о крещении.

Первый вопрос посвящён водному крещению. На зоре евангельско-

баптистского пробуждения, самой сутью этого пробуждения было приобщение новых верующих. Вот как повествуется в статье Е.А. Ковтунова опубликованной в журнале братский вестник от 1993 года: «В 1912 году принял крещение Алексей Зурабович Хуцешвили, в то время среди членов церкви на русском языке уже были несколько христиан грузин и число их росло. Появилась необходимость проводить богослужения на грузинском языке. Начало пробуждения и крещения среди армян началось в 1921 году, таким образом в 1926 г. была организована первая армянская церковь в Тефлисе. В 1965 году образовалась первая осетинская церковь»

Сегодня, проведя анализ ситуации среди Евангельских-Баптистских церквей, видится совсем другая картина. Если между участниками опроса данные о покаянии рознятся, то говоря о крещении практически подавляющим большинством засвидетельствовано переход к практике Католических, Лютеранских или Православных церквей, где из поколения в поколения практикуют крещение детей, принесённых родителями, разница лишь в том, что в наших церквах это происходит с отсрочкой в 10-20 лет.

Посмотрев на график, приведённый ниже, видно, что в церквах нет приходящих из мира людей, а только дети верующих родителей в 2, 3, 4 поколениях. Некоторые отвечающие на этот вопрос так и отмечали – 0% новообращённых пришедших из мира, хотя по условию анкеты специально не было предоставлено выбора с нулевым вариантом. В ответах на этот вопрос было видно практически единогласие, отчего он и вынесен в этот пункт первым.

Думается что «последствия иммиграции» являются наиболее вероятной причиной, объясняющей данный факт. Славянские церкви мало понятны местному народу: незнакомая культура, русский или украинский язык, используемый как основной на богослужениях, более скромное по темпераменту, порой даже минорное богослужение. В связи с этим мы становимся христианством своего внутреннего церковного общества, перестав достигать неверующих людей живущих вне нашей поместной церкви. Хотя ориентация на привлечение людей из мира была прерогативой именно штундистов, евангелистов, баптистов на фоне православия которое равнодушно относилось к повелению Христа евангелизировать людей.

3.2.2 Какое образование руководит Церковью.

Второй вопрос, который весьма удивил исследователей этой работы, это вопрос духовного образования среди служителей церкви. Вот что известно о ситуации перед эмиграцией: «Однако более типичной ситуацией … было участие в служении молодых мужчин, не имевших опыта «духовной грамоты». Они осваивали навыки чтения Библии и проповеди самостоятельно, ориентируясь на более подготовленных «братьев» и традиции толкования религиозных текстов, принятые в общинах. Так, молодой пресвитер пермской группы христиан евангельской веры, пятидесятников, чистосердечно признался, когда ему задали вопрос: «Как сумели разобраться в евангелие и в библии, имея 4 класса. Кто научил Вас этому? Ответ: Изучать очень трудно. Научил Бог изучить»

Правда, следует сделать поправку на специфику жизненного пути определённой части евангельских верующих. Прежде всего это касается немцев, входивших в состав баптистских общин... Социальное прошлое многих членов этих евангельских общин как клеймо напоминало о себе и ограничивало возможности человека в сферах социальной деятельности.

В сегодняшней обстановке, ситуация кардинально изменилась. Из имеющихся более чем 250 проанализированных анкет служителей, результат приведённый графически в таблице ниже говорит сам за себя.

Братья служители в большинстве своём имеют не только хорошее светское образование, но и теологическое, а не редко и степени в богословии. И здесь надо сказать, что образование это хорошо, это достойно, но ново для типичного положения среди Славянского христианства. Если задаться вопросом, чем это изменение продиктовано, можно дать как минимум 3 ответа: 1. Любовью к исследованию Слова Божьего самими братьями. 2. Требованием слушающих. (с повышением образованности прихожан нужны образованные проповедники и служителя). 3. Условием американской культуры, в которой не будут платить пастору денег если он не имеет специального образования.

Не секрет, что третий ответ будет превалировать и это снова свидетельство о влиянии культуры страны куда иммигрировали дети Божии.


3.3 Какая общая тенденция при исследовании свидетельств руководства и рядовых верующих

Надо отметить, что есть специфическая черта славянского народа, относиться к различным исследованиям и анализам поверхностно. Возможно это срабатывает защитная реакция сохранения всякой информации о жизни церкви от не желательных слушателей или читателей. Ввиду этого, организаторам исследования приходилось затрачивать множество дополнительных сил и ресурсов для сбора информации. И даже получив заполненные анкеты или ответы через опросник в интернете, было замечено сравнительно поверхностное прочтение вопросов и соответственно не всегда логичные ответы на них.

Так например один из вопросов звучал: Замечаете ли вы изменение в церковном богословии? В чем? (объясните как можно подробнее) / Do you notice a change in church theology? In what? (please explain as much as possible) Отвечающие говорили: «нет не замечаем». В следующем же за этим вопросе, который звучал так: насколько сильно стало похоже поведение верующих вашей церкви на поведение в американских церквах / How much did the behavior of believers in your church seem to behave in American churches? Отвечающий говорил: «Почти нет разницы»

В этих двух ответах существует определённое противоречие, так как в первой главе данной работы описано непонимание поведения при посещении Американскими верующими славянских церквей. А поэтому, они не могли изначально быть совершенно похожи на церкви иммигрантов. Суть данной работы и заключается в том, чтобы выявить это изменение в практическом богословии, проявляемом через поведение славянских верующих. Если их поведение сейчас практически не отличается от поведения коренных христиан, это означает что почти за 30 лет жизни в иммиграции поклонение настолько сильно изменилось, что не заметить этого просто нельзя. Поэтому, необходимо было собрать как можно больше материала, чтобы выявить тенденцию изменения без грубых ошибок и это удалось.


4. Анализ изменений духовной практики

Эта глава наверное наиболее интересная и центральная, так как является сердцем проведённого исследования. Для этого пришлось выполнить трудную и ответственную работу по суммированию многих сотен высказываний в определённые диаграммы, наглядно изображающие динамику изменения. А легко ли персональные мнения верующих привести к общему знаменателю? С давних времён бытует высказывание, что среди пяти баптистов (да и пятидесятников) найдётся шесть мнений. Для того чтобы нивелировать разногласия необходимо было снова и снова перечитывать ответы, вникая в суть каждого из них.

Прежде всего хочется сказать, что у этой работы нет задачи сделать оценку в ухудшении или напротив улучшении духовности верующих в связи с изменением практики христианского богослужения. На этом заявлении хотелось бы сделать особый акцент, так как в ответах на вопросы, прослеживается желание братьев и сестёр оправдать себя или свои церкви и бросить тень на других. Эта ситуация закономерна при опросе среди нескольких деноминаций. Вот как пишет о этой проблематике в своей книги И.И. Лещук: «Мало того, даже в пределах одной деноминации всегда находятся группы верующих, утверждающих, что только через них возможно исполнение планов Господа…»

Но здесь более чем одна деноминация, и конечно было поползновение показать среди ответов в анкете, что только «МОЯ» поместная церковь или только «МОЯ» точка зрения самая правильная. Для интересующихся живыми высказываниями людей, прилагаются оригиналы анкет. Милостью Божией и при помощи Духа Святого, организаторы анкетирования постарались не исказить картину открывшуюся их взору при разборе ответов на вопросы исследования.


4.1 Что происходит с духовной практикой и богословием в условиях иммиграции

Говоря об изменениях в духовной практике, хочется рассказать о трёх наиболее показательных факторах. Предлагаемая выборка вопросов не случайна, она лишена этнического наследия. То есть, если бы данная схема опроса была бы предложена другой национальной культурной группе, то было бы возможным выявить и среди этой группы изменения если бы они имели место.

Необходимо помнить, что изначально понимание братства славянских христиан, было выстроено при духовном стремлении быть исполнителями Писания а не приобрести какой-то особенный, специфический колорит вероисповедания.


4.1.1 Молодёжь у руля

Вопрос задаваемый служителям церквей звучал так: Какой средний возраст в совете служителей / What is the average age in the council of ministers ?

Почему и что преследуется когда задаётся данный вопрос. Писание говорит о пресвитерах, как об особых служителях которые должны управлять церквами. Пресвитеров рукополагали от самого начала истории церкви (Дея.14:23, Титу1:5), их Павел собирал в Мелите для совета и наставления (Дея.20:17), Иаков рекомендовал призывать пресвитеров в случае исповедания и молитвы над больным (Иак.5:14). Это только несколько упоминаний о служителях как институте руководства поместными общинами.

Не секрет, что пресвитер, греческое слово πρεσβύτερος означает старец, старейшина. Именно старцев надлежало ставить для руководства.

Задавая вопрос о возрасте среди служителей можно узнать какова картина в поместных церквах, как в рекомендациях апостолов или в духе времени Америки сегодняшних дней, когда так много говорится о продвижении молодых.

Избрание пресвитером брата моложе чем 45 лет в доиммиграционные времена, явление крайне редкое и обычно исходило из вынужденных обстоятельств крайней нехватки братьев в нуждающейся церкви. Это было так потому что собрание понимало – избирается старейшина, который должен обладать библейским авторитетом. Особенно ценился жизненный опыт служителя, крайне необходимый для разбора многих внутри-церковных проблем и вопросов.

Писание отмечает, что большинство служений в церкви имеют схожие с пресвитером требования. Одним из примеров являются Диакона, греческое Διακόνους в переводе служитель, к которым писание не менее требовательно (Тмф. 3:8-12). В первой апостольской церкви на диаконов было возложено много церковной работы, которая помимо физической крепости требовала терпения, мудрости и житейского опыта.

Кого принято считать молодым или старым в сегодняшние дни? Вот как на этот вопрос отвечает газета Аргументы и Факты: «Во избежание неясностей у специалистов принято такое деление: до 45 лет человек считается молодым; с 45 до 59 - это зрелый возраст; с 60 до 74 - пожилой, с 75 до 89 - старческий, 90 лет и выше - это возраст долгожителей.»

Результатом исследования можно удивиться, так как сегодня в славянских церквах без малого 46% молодых «старейшин». И это снова надо отнести на счёт влияния культуры страны, в которой мы проживаем.

Ситуация в поместных церквах отображена графиком, приведённым ниже в процентах. Если же процент перевести в цифры, то среди опрошенных 250-ти служителей, 114 человек считаются официально молодёжью

Хотя для объективности, надо отметить, что вопрос в анкете звучал о совете служителей, где могут быть и не только пресвитера, но и ответственные за отделы, группы, в частности молодёжную работу. В таком случае, возраст 32-35 лет – оправданный.

4.1.2 Отсутствие дисциплины

Следующим фактом, который хотелось бы освятить - это дисциплина или ее отсутствие. Основным источником церковной дисциплины, как и сказано в Настольной книге пресвитера, является Священное Писание.

Церковная дисциплина призвана служить славе Божьей, как и вся жизнь христианина. Поэтому каждой поместной церковью принят свой список дисциплинарных мер, основа которых, предписанные апостолами Господа: Церковное замечание и отлучение. Делая исследования, ставилась цель посмотреть на использование общепринятого дисциплинарного влияния – Церковного Отлучения.

Понимая в какое время и в каких условиях живёт церковь сегодня, представлялось, что дисциплинарные взыскания будут частыми. Анализируя же ответы, была применена типовая шкала с процентным значением. Забегая наперед, надо сказать, что процентное значение почти и не понадобилось, так как обозначились только два типа ответов: а). Никогда б). Раз в год.

Некоторые отвечающие были откровенны и нестандартны в ответах. Было трудно как-то персонифицировать такие ответы, потому что тогда бы не получилось отобразить картину опроса в целом, поэтому особенно пространные ответы были классифицированы исходя из сути описания.

Вот как выглядит таблица ответов, данных не руководством, а самими членами церкви:

Если бы данный анализ делался с позиции управленцев и функционеров, можно было бы сказать – замечательный результат. Так выросло самосознание братьев и сестёр в церквах, что более чем 65% говорят что в их церквах нарушения дисциплины достойного отлучения не бывает.

Здесь надо снова повторить цель проведения этого исследования – сопоставить и выявить влияние иммиграции на практическое поклонение. Конечно трудно поднять протоколы членских собраний и вычислить ежегодный показатель в церквах Советского Союза, то есть до начала иммиграции. Одно можно с уверенностью сказать, что там точно не было бы ответа – «Никогда».

Бесспорно, славянские церкви претерпевают изменения в этом пункте практического богословия уподобляясь американской форме поклонения, которая характеризуется английскими словами «Freedom» и «Loyalty».

4.1.3 Покаяние как феномен прошлых лет

Во все периоды церкви, начиная от Иоанна Крестителя звучал призыв к покаянию. Вот как отражено это в вероисповедании 1910 года, составитель которого И.С. Проханов: Покаяние в признании греха, влекущего за собой осуждение и беспомощность человека в борьбе с ним (Пс. 50,5,7,11); в сокрушении по поводу греха, как преступления против Божественной справедливости и милости (Пс.50,6,10 и 14 ).

Но немаловажный вопрос, как этот акт покаяния практически исполняли и как исполняют в наше время? Христиане времён Советского Союза понимали покаяние человека как выход вперёд для исповедания себя грешником перед Богом и свидетельства перед окружающими людьми. Вот как пишет И.И. Вылков в статье «Человеческий ответ» в пункте #9: «наиболее оптимальным вариантом является покаяние человека в церкви, в собрании верующих, когда пастор приглашает желающих покаяться, подняться со своих мест и выйти вперёд для совершения молитвы» И это непросто мнение одного пастора-теолога, вот как описывается проведения собраний один из блогеров, Алекс Прокопенко на странице: www.protestant.ru «…неизменным элементом этих мероприятий был массовый призыв к людям выйти вперёд для покаяния перед Богом.»

И это естественно продолжение принародного призыва к покаянию и действие – демонстрация перед всеми собравшимися, решения покаяться. Так было во время Иоана Крестителя и Господа Иисуса Христа Мат.3;1-17, выходил весь Иерусалим публично исповедовать свою веру, такая же было во время служения апостолов. В этом наблюдается приемственность.

Более поздняя реакция на внедряемую практику покаяния через поднятие руки, была критика в адрес таковых евангелистов и в частности американского проповедника Билли Грэма. Это считалось нежелательной практикой и осуждалось в случае воплощения ее кем-то из проповедников не иностранного происхождения.

Как это происходит сегодня? Ответ на этот вопрос может показать, изменяется ли отношение славян к форме покаяния под влиянием американской культуры или нет. Продолжаются ли ортодоксальные покаяния во время богослужебных собраний? Ответы дают верующие различных церквей евангельско-баптистского вероисповедания по всей территории Соединённых Штатов.

Первое место по популярности набрал ответ, что только раз в год, второе, что их вообще не бывает. Два этих ответа суммарно составляют более 70%. Цифры говорят о том, что акт покаяния в его ортодоксальном понимании, практически ушёл из жизни славянских церквей.

Нет, люди не перестали приходить в церковь. Есть в анкетах открытые свидетельства, что за несколько лет поместная церковь из 350 членов возросла до 1200. Значит люди приходят и по-видимому также как в американских церквах – без «открытого» покаяния.

4.2 Глобализация и фактор времени

Говоря о исследовании среди иммигрантских церквей в Северной Америки, важно не потерять из виду полную картину мира. Если повсеместно христианство находится под влиянием глобализации, то этот фактор безусловно будет иметь влияние при ответах на поставленные вопросы.

Это влияние можно назвать как эффект ФастФуда и ПейПала в вопросах веры. Что этим хочется сказать? Многие люди в наши дни не мыслят себя без услуг, облегчающих повседневную жизнь. Любой человек может больше не тратить время на одну из главных функций жизни – приготовление пищи. Ресторан быстрого питания доступен любому и весьма облегчает жизнь в большинстве цивилизованных стран. Услуги глобальной платёжной системы стирают все границы между гражданами мира. Человек из США может запросто купить понравившуюся вещь из Китая, абсолютно не задумываясь о разнице валют и механизмах оплаты. Опять же экономится время и облегчается процесс.

Подобная тенденция рвётся в жизнь поместных церквей. Верующим охота свободно понимать и быть понятными среди славян, американцев или мексиканцев. Им хочется легко и быстро получить признание и быть вооцерквленными среди христиан подобной же деноминации, пусть даже и другого этноса.

Братья и сестры отказываются от ортодоксальных принципов ради экономии сил, времени и эмоционального удовлетворения. Им не хочется нести унаследованное понимание, выполнять и жить в неудобных формах ради соблюдения принятого их отцами поклонения и, более того, в другом укладе жизни.

Упомянутый эффект оказывает всестороннее влияние на церкви и даже не славянского происхождения, что является глобальной тенденцией. Это означает что можно сделать небольшую скидку в обсуждаемой проблеме. Если влияние происходит и на американские и на немецкие и на славянские церкви, то эта проблема повсеместная а не церквей находящихся под влиянием другой культуры в эмиграции.


4.3 Если так будет продолжаться, что произойдёт

Данный параграф, не претендует на