Отрывок в котором записано данное повеление открывает нам картину Ветхого Завета, когда в присутствие Божие входили только Первосвященники, один раз в год, с жертвой и будучи специально для этого приготовлены. Входить во святилище, в присутствие Божие всегда было непросто. Это предполагало ответственность и страх перед святостью Бога, поэтому требования были высокими.
Автор послания к Евреям, сохраняя в памяти те ветхозаветные правила, говорит нам о другом пути прийти и приступить в присутствие Божие, называя этот путь “новым и живым”. Сейчас этот путь, говорит автор, осуществляется посредством Крови Иисуса Христа. При том, этим путем может входить любой верующий в Иисуса Христа, а не только священники.
Однако, некоторые требования и условия остаются в силе и в Новом Завете. Автор послания говорит: “Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою.” Здесь, первое что требуется, это “искреннее сердце” - и оно является буквальным выражением. Никто не может оказаться в присутствие Божие со скрытым намерением, ведь Бог видит скрытые мысли. “Искренне”, может еще означать “сознательно”, другими словами, - понимая, что
приходишь в присутствие Бога. Выражение “с полною верою” тоже является
буквальным. “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”. Евр. 11.6.
Следующее требование, это “кроплением очистив сердца от порочной совести”. Здесь слово “кроплением” имеет иносказательный, скрытый смысл. Мы можем спросить: “Чем кропить? И как кропить сердца?” И в Слове Божьем мы находим ответы на эти вопросы. Автор послания к Евреям говорит: “Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!” Евр. 9. 13, 14. Здесь автор говорит, что Кровь Христа, пролитая за нас, может очистить нашу совесть от “ мертвых дел”. Кровь
тельцов и козлов очищало тело, “дабы чисто было тело”, а Кровь Христа очищает душу и совесть. Так же, апостол Павел говорит об очищении
духовном следующее: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною,
посредством слова” Еф. 5. 25-26.
Слово Божье имеет также силу очищения, но и для этого очищения “посредством слова” необходимо, чтобы Христос “предал Себя за Церковь”.
Итак, наше внутреннее, духовное очищение происходит через жертву и Кровь Иисуса Христа, но также, Он использует Писания, чтобы довести до нас истину об очищении. Поэтому, мы всегда призваны изучать Его Слово.
Теперь мы подошли к нашему основному вопросу: “что означает повеление: “омыв тело чистою водою?” Ведь это тоже одно из требований приступить, или прийти в присутствие Божие! Сразу должны сказать, что, хотя на первый взгляд вопрос кажется простым, однако, существуют разные толкования, взгляды и теории по этому поводу. Поэтому вопрос становится более сложным, чем мы думали в начале. Некоторые проповедники и комментаторы, придавая иносказательный и аллегорический смысл данному
предложению, сходятся мыслью, что здесь идет речь о водном крещении. Но, если допустить, что “омыв тело чистою водою” означает водное крещение, то как понимать апостола Петра, который говорит: “Так и нас
ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа”1Птр. 3. 21.
Видим, что здесь, говоря о крещении, апостол Петр говорит, что крещение не предназначено для омытия плотской нечистоты. В нашем тексте фигурирует слово “тело”, и повеление так и звучит: “...омыв тело чистою водою”. А в крещении вода не служит для омовения тела.
Следующее объяснение некоторых комментаторов, сводится так же к иносказательному понятию, и приводится текст из послания к Ефесянам пятой главы: “Чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова”. Мы уже приводили это место когда объясняли что значит “...кроплением очистив сердца от порочной совести”. Здесь, для очищения
сердца, это выражение: “очистив банею водною, посредством слова” в точности объясняет аллегорическое высказывание: “кроплением очистив
сердца от порочной совести”. Но, для того, чтобы определить когда в тексте присутствует иносказательный или образный смысл, мы должны сначала попробовать понять его в прямом смысле, а если отсутствует логика прямого смысла, тогда нужно искать образный смысл.
Итак, выражение: “омыв тело водою чистою” можно понимать, принимать и применять в буквальном смысле. Не существует никакого препятствия понимать в буквальном смысле этот текст. Тем более, что само послание, первоначально адресовано к евреям, а для евреев буквальное омовение имело важное значение, особенно фарисеи строго следили за этим, к примеру - мытье рук перед едой. В Законе также сказано: “И пусть вымоет
священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера”. Это требование к священникам было в том случае, когда сыны Израилевы должны были привести рыжую телицу для очищения оскверненных от прикосновения к мертвому телу. Кн. Числа 19. 1 - 7
Иногда, даже буквальное омытие несет символический характер. Иисус умывал ноги ученикам, но этот жест говорил о смирении Учителя с одной
стороны, а с другой стороны, этот жест означал, что ученики всегда будут нуждаться в духовном омовении, которое может совершить только Иисус.
Хотя мы не встречаем в Новом Завете больше нигде это требование, “омыть тело водою чистою”, и не должны возводить данное повеление в ранг
доктринальных истин, но также не должны пренебрегать простыми требованиями гигиены когда идем в Дом Божий.
Comentarios