• livan

Христианская педагогика о воспитании и наказании детей


Один из известных педагогов, Януш Корчак, который пошел в газовую камеру с детками – сиротами из Варшавского детского дома, говорил, что самые важные встречи – это встречи с детьми. Разговоры о детях, особенно для родителей очень ценны и трепетны. Мы говорим о христианах родителях, о людях рожденных свыше. Очень ценны в том плане, что мы приводим ребенка к Богу. Мы должны явить ему Божественный образ. Это ответственная тема и она тревожит сегодня многие семьи, потому что есть потери, есть детки, которые, в общем-то, оказались блудными сыновьями и дочерями.

Говоря о христианской педагогики, о христианских концепциях воспитания детей, мы понимаем, что в них всегда присутствует элемент не только любви, не только обучения, не только личного примера, но и элемент дисциплины, элемент установки границ, элемент остепенения ребенка. В каком-то смысле этот элемент может быть вторичный или даже где-то занимать последнее место в иерархии наших действий по отношению к ребенку. Но вместе с тем он присутствовал, присутствует и будет присутствовать и на уровне семьи и в системе школьного образования. То есть в целом мы говорим о воспитании детей и в частном случае о допустимости наказания или остепенения ребенка.

Я женат 25 лет, и с моей женой Верой мы воспитываем троих деток. Две старшие дочери, как мы шутим, слегка отшлепаны, воспитаны, преподают в воскресной школе и вдвоем они уже закончили достаточно либеральный университет в мировых рамках - Беркли. Они христианки, любят Господа, и мы говорим с ними часто так же о воспитании детей. Что интересно, они меня поощряют, ободряют, остепенять, моего сына подростка, которому исполнилось 13 лет, проявлять к нему строгость, потому что, как они говорят, мы насмотрелись, навиделись тех ребят, которые были оставлены сами на себя в плане воспитания. Поэтому это и личный вопрос, личное переосмысление. Я думаю, вы согласитесь, что тема очень важная.

Всегда, когда я начинаю разговоры о воспитании детей, говорю, что для меня есть Божественная педагогика. То есть Божественная воля должна явиться в моей жизни и в жизни моих детей. Каждый ребенок – это дар Божий. Это некое поприще для меня, как отца, которое Господь мне поручает. В этом смысле многие православные священники говорят, что это даже некий крест, может быть, и не всем женщинам дано это счастье, эта привилегия служить, трудиться во спасении ребенка, прежде всего того, чтобы он обрел спасение в Господе. Конечно же, когда мы говорим о христианской педагогики, что очень важно заметить, необходимо следить за тем, какая культура у нас во взаимоотношениях на уровне семьи. Это культура святости или культура без Божия, культура греха (я имею в виду нас родителей). Это первичный момент в воспитании детей. Прежде чем говорить о наказаниях, прежде чем говорить о применении каких- то мер, надо посмотреть в зеркало на себя - отца, и спросить соответствую ли я вот тем нормам Божественным, которые пытаюсь внушить или привить своему ребенку. Другими словами, в какой среде зачинается ребенок, в какой среде он взращивается, что он чувствует всеми фибрами своей души.


Христианские педагоги в один голос подчеркивают этот тезис, что иерархия ценности родителей, их образ жизни – является влиятельней самых изощренных педагогических методов вот всех этих секретов. Связь с Господом отца и матери, близость с Господом, влиятельней самых педагогических методов. Как Иисус, обращаясь к ученикам, сказал: «Какого вы духа?» Вы не знаете какого вы духа, поэтому, прежде всего говоря о воспитании, и о применении, в том числе наказания, в крайних случаях, мы должны спросить себя в каком духе мы находимся. Мы водимы Духом Божиим или это наши амбиции, наши личные мотивы. Конечно же, когда мы смотрим на фотографии наших семей в социальных сетях, все выглядит очень замечательно, но на самом-то деле мир, в котором мы живем, неидеальный, он пропитан грехом, опасностями для ребенка. Наша задача предохранять его, сохранять, учить его жить в этом не идеальном мире. Мы так же являемся не идеальными родителями неидеальных родителей и часто проявляем непослушание Богу, нарушаем Его принципы, конечно же, он нас так же воспитывает и мы продолжаем этот процесс роста и развития. Как следствие в этом не совершенном окружении, рождаются неидеальные дети. Они так же непослушны родителям.

Библия говорит, что признаком последнего времени, будет то, что дети будут непокорны своим родителям. И эта не идеальность говорит о том, что мы должны всеми силами стремиться просить у Бога мудрости, что бы в этом неидеальном окружении, присвоении идеальности и не идеальности наших деток все-таки привести их к Господу.

Первый вопрос который хочется задать: «Любить нельзя не любить!» - где мы поставим запятую однозначно без вопросов? Я думаю, что вы согласитесь поставить ее после слова любить: «Любить, нельзя не любить!». Мы не имеем право не любить своего ребенка, даже если он болен, даже если он совсем заблудился. Мы обязаны, как отцы и матери любить. Мы не можем не любить.

Второй вопрос: «Наказывать нельзя не наказывать!» - некая дилемма этическая или педагогическая? Давайте посмотрим на тенденцию современной педагогики. Обычно сегодня наблюдается тенденция ставить запятую после слова «нельзя». «Наказывать нельзя, не наказывать». То есть ни в коем случае не применять никаких мер наказания, укора, или строгого обличения и тем более телесные физические наказания. Сегодня идет тенденция их искоренить. Но на самом ли деле запятая должна стоять после наказывать нельзя или все-таки мы можем подумать, проанализировать исторический ход цивилизаций и сказать нет, мы все-таки понимаем, что наказывать нужно. Нельзя не наказывать ребенка, но тогда возникает вопрос при каких условиях, где и когда и как часто и как это осуществлять. Мы не боги, мы не Бог совершенный, мы люди несовершенные, можем допустить ошибку, и здесь возникает очень много тонкостей, которые, на мой взгляд, должны обсуждаться, анализироваться, и это очень и очень важно. Всегда, когда возникает вопрос о наказании, давайте будем без фанатизма, не будем впадать в разные крайности. Мы ставим граничные условия. В науке есть такое понятие «установка граничных условий при решении задач». Мы изначально говорим о том, что родители христиане адекватны, психически уравновешены, рождены свыше и водимы Духом Святым. По крайней мере, у них есть вот это стремление, и они любят своих детей, как Христос церковь. Мы изначально не говорим о тех родителях, которых надо заключать в тюрьмы за насилие, за изнасилование. Мы сразу же уходим от этой сферы издевательств со стороны отцов, и матерей, которые потеряли Божественный образ. Мы говорим о родителях - христианах и это очень важно осознавать.


Почему возник этот вопрос и в чем актуальность темы? Актуальность темы заключается в том, что мы наблюдаем в обществе педагогические тенденции за искоренение телесных наказаний детей. Это пропагандируется, буквально навязывается. Попалась мне как-то брошюра «Строительство Европы для детей и вместе с детьми», т.е. борьба якобы за права детей, ювенальная юстиция, и прочие вещи. Но на самом - то деле в чем корень? Почему возникла такая тенденция именно в последние десятилетия? Мы наблюдаем на информационном рынке огромное количество популярной литературы: «Воспитание без наказания», «Воспитание без кнута и пряника», «Воспитание без принуждения» - как привить послушание детям от 2 до 12 лет, «Радость воспитания» - как воспитать детей без наказания, «Наказания бесполезны». А еще есть книги о том, что наказания вообще вредны и травмируют ребенка так, что, когда он вырастет, будет бить жену и калечить своих детей - в общем, просто будет психопат. Очень много есть информации, которая убеждает современных отцов и родителей, что наказание это некое невежество и они не только бесполезны, но и вредны, дети могут вообще стать жертвами послушания. Одна из заповедей: «Дети будьте послушны своим родителям» - это то, что должно культивироваться. Послушание родителям, потом полицейскому, затем иерархии или своей карьере ребенку придется слушаться. Он должен получить вакцину на послушание, на то, что есть некая иерархия: отец, мать, затем будет бос (начальник), и ребенок должен жить в этой системе. Его надо научить в семье и показать ему, что он не жертва послушания, а плод послушания родителям. Это очень и очень тревожные тенденции. Я думаю, что тот вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, является очень и очень жизненно важным.

Существуют такие лозунги, которые режут не только слух, но и сознание христианина. Передо мной свежая книга «Дрессировка без наказания». Она написана в том же стиле, рекламные трюки 5 недель, которые сделают вашу собаку лучшей в мире. Мы разумные люди понимаем, как собаку можно сделать лучшей в мире. Но так работает реклама. Так же и в отношении воспитания детей предлагаются курсы, где мы расскажем вам секреты о развитии ребенка, о тех энзимах, которые в его мозге, полушариях, о мозолистом теле и вообще о психологии. За 7 недель ваш 3-х летний бунтарь будет просто Божиим ангелом. Мы понимаем, что это все лозунги. У консультантов, экспертов, особенно, когда маленькие дети, они все знают, все понимают. А как быть, когда их слегка не отшлёпанный или не от дисциплинированный малыш в 13 лет хлопнет дверью и начнет курить марихуану? Как-то читал исповедь одной девушки, которая умерла от наркотиков: «Я так жалею, что не нашлось в моей жизни человека, который взял бы и отхлестал меня крапивой». Так пишет эта девочка, ее никто не остановил, никто не ограничил. Это очень и очень тревожные тенденции, которые заставляют нас посмотреть на принцип наказания с Библейской позиции, с точки зрения Священных Писаний.


Можно или нельзя наказывать ребенка? В этике есть такое понятие как предписание и описание. С этой позиции мы задаем вопрос: «Наказывать – это заповедано, обязательно, предписано?» Т.е. наказываю регулярно, систематически, так, чтобы другим братикам и сестричкам не было повадно? Или все-таки может быть один ребенок может вообще никогда не испытать наказание? Он родился не строптивый, его не надо укрощать. Или все-таки наказание – это позволительно, как крайний случай к определенным детям. Кого-то вообще нельзя наказывать, потому что у ребенка сложности, его надо только поощрять. Кого-то надо регулярно какими-то «витаминами, лекарствами» питать, потому что «приболел». Я говорю образно, может быть с иронией, с сарказмом, но в этом есть глубокий смысл жизни. Запрещено ли наказывать? Так же часто возникает вопрос у нас, когда мы читаем Библию: «Наказание - это необходимое и достаточное условие в процессе воспитания?» Конечно же, нет. Мы говорили о любви, о том, что очень много усилий должно быть затрачено на то, чтобы показывать ребенку путь, идти вместе с ним, проговаривать, прочувствовать все эти жизненные ситуации. Это и не необходимые, можно без него обойтись и это недостаточные условия в процессе воспитания ребенка. Наказание, я бы так сформулировал в христианской педагогике - это допустимое действие в процессе дисциплинирования ребенка. Оно возможно, как крайняя редкая мера, когда все остальное уже испытано: вся наша любовь, все наше научение, и мы видим, что ребенок не понимает, не осознает. Ему нужен некий сигнал, возможно легкого дискомфорта, боли, чтобы осознать, что так действовать и поступать нельзя. Наказание – это допустимые действия. «Наказывать, нельзя не наказывать!» Когда мы обращаемся к контексту Священных Писаний, мы видим, что Библейский принцип родительства имеет две стороны. Правая рука очень сильная. Она должна любить, обнимать, носить ребенка, а левая, как говорят еврейские раввины, она более слабая, если мы не левши, ею можно иногда ребеночка и хлопнуть. Господь говорит, что Он носил свой народ, как человек носит сына, как мать – это первично. Руки отца - это руки носителя, руки любящие, но с другой стороны Господь говорит: «Я буду ему отцом, и он будет мне сыном, и если он согрешит, я накажу его жезлом (розгой) мужей, но милости моей не отниму от него» (2Цар.7-14). Конечно, это опосредованное наказание. Бог не держит палку, Бог есть Дух, Он невидим, но опосредовано Он может допустить, косвенным образом, ввести нас в обстоятельства, когда мы будем испытывать его жезл, розгу, его трость наказывающую. В современном переводе это место звучит так: «Я буду ему Отцом, а он будет Мне сыном. Если он согрешит, буду учить его розгой, как принято у людей, и наказывать, как человек – своего ребенка». Все, кто знакомы с торой, иудейскими и еврейскими обычаями, понимают, что такой элемент, как наказание для отроков и для детей всегда присутствовал в еврейской традиции. В разные времена это осуществлялось по-разному, но теория не наказания абсолютно не соответствует Библейскому контексту и Божественной педагогике. В книге Откровения мы читаем: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:19). Апостол Павел говорит о наказании и подчеркивает, что уже довольно, хватит ему этого наказания от многих, лучше простите его, утешьте его, чтобы он не был поглощён чрезмерной печалью (2Кор.2:6-7). Мы видим, что часть церковной традиции связана с отлучениями, с тем, чтобы человеку показать его неправильные действия и остановить. Это есть элемент наказания. Иисус Христос в притче говорит, что слуга, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. Видимо, здесь заложены принципы. И в притче Христа и во всем контексте речь идет о том, что когда человек не может остановиться. Когда пророк на ослице едет ни туда куда нужно, ангел с мечом останавливает его, и он начинает бить животное вместо того, чтобы подумать, а куда же я иду. Аналогичная ситуация может быть и с нашими детьми. Очень часто ведутся дискуссии, на мой взгляд, больше спекуляции, о том, что розга – это метафора. В книге Притчей некий такой красивый жезл должен держать отец или посох и вот так с любовью ласково своих овечек, которых может быть и семь и десять вести по жизни. Вот такая якобы теология нежности проникает и она очень популярна. На самом деле это спекуляция и любой богослов может сказать, что и один перевод, и второй перевод, и розга, и успокаивающий посох имеет право на существование. Еврейское слово «шевит» переводится часто, как посох, розга, трость, палка, но и как жезл. Жезл это символ власти отца. Это символ власти, необходимый предмет для пастуха овец. Интересно, что есть такое понятие в еврейской традиции как трость наставления. Звучит иронично, но в этом глубокий смысл. Мы не должны понимать или воспринимать трость, жезл, в своей руке, как предмет для наказания. Но розга, посох, жезл, как бы мы не перевели – это, прежде всего, символ отцовской власти. Ребенок должен понимать, что отец и мать – это те, кто имеют над ним власть до совершеннолетия. «Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в пренебрежении, делает стыд своей матери» (Пр.29:15) Другими словами как выразился один богослов, если бы розга была просто метафорой, для обличения этот отрывок не имел бы никакого смысла. Когда мы говорим о пасторстве, скажем у пастуха не розга, а палка или посох, то есть очень много образов у пророков. Господь говорит, обращаясь к пасторам, что Он сам, поскольку они этим не занимались, потерянную овцу найдет, угнанную возвратит, пораненную перевяжет, больную укрепит, а разжиревшую и буйную истребит, будет пасти их по правде (Иез.34:16). Это можно применить и к ребенку. Другими словами в Библии заложены принципы наказания, когда человек, в том числе и ребенок, переходит запретную черту, грань, которая приведет его к смерти, к гибели или к необратимым процессам его развитий даже когда мы говорим об овцах. Я читал некую исповедь христианина Алимбека Бекманова. С трех лет он пас овец и очень любил их. 17 лет парень был пастухом. Он рассказывает, что овцам давали имена по их внешнему отличию. В отаре всегда бывают непослушные и упрямые овцы. И в семье бывают непослушные и упрямые дети. Так вот их надо воспитывать и наказывать, для того, чтобы спасти их душу от каких-то негативных последствий в будущем.


Есть интересные тезисы в еврейской традиции. Наблюдая за евреями, мы действительно можем отметить, что многие из них достаточно успешные в воспитании своих детей. 20% нобелевских лауреатов – это представители из этого народа. Они считают, что можно наказывать ребенка, если это единственная прививка от опасных поступков. Мы можем обойтись без лекарств, если не болеем. А вот если мы заболели, то используем антибиотик от опасных последствий болезни. Т.е. когда ребенок переходит красную черту - это уже как бы хроника. Родители его любят, наставляют, предупреждают, но у него в душе, сердце есть качество, которое может довести его до разболтанности. Очень хорошая цитата «Отсутствие адекватного наказания за серьезный тяжёлый проступок не менее вредно, чем наказание по любому поводу». Все эти мысли присутствуют и в Священных Писаниях. Они так же характерны для традиций иудейской религии, для христианской педагогики. Действительно, иногда к ребенку нужно применять физическое наказание крайне редко - желательно вообще никогда. Если родители видят, что ребенок выходит из себя и никакие методы не работают, то шлепок ребенку может остановить каприз, истерику, а потом его можно утешить, обнять и поцеловать. Если ребенок постарше наглеет, хамит, не уважает старших, ему тоже нужна какая-то дисциплинарная мера. Конечно, чем старше, тем сложнее, но, тем не менее, это работает.

Обращаясь к контексту Нового Завета, наказывает ли новозаветный Бог? Бог не бывает Ветхозаветным или Новозаветным. Бот – Он не изменен. Апостол Павел писал Ефесской церкви, и там присутствовала языческая атмосфера, где власть отца была не ограничена. Джон МакАртур подчеркивает, что когда рождался ребенок, его помещали у ног отца, чтобы он решал, что с ним делать. И вот если отец брал его на руки, ребенка оставляли жить в доме. Если отец уходил, то от него попросту избавлялись. И в этом контексте Апостол Павел пишет «не раздражайте детей ваших», не превышайте свои полномочия. Это было необходимо написать ефессианом, «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4).


Джон МакАртур трактует этот текст так: Слово «Пайдэа» - (учение) является производным от слова ребенок и имеет отношение к систематическому обучению ребенка. Это взято из древней Греции древнегреческих полисов и городов. Интересно, что этим переводом так же спекулируют популярные эксперты по воспитанию детей. Они говорят, что речь идет о том, что надо учить, но на самом-то деле это слово включает идею наказания за неправильные проступки. В древней Греции это очень хорошо знали молодые парни, когда их воспитывали, к ним применяли, в том числе, физическое наказание. Поэтому «Пайдэа» имеет отношение к общему обучению ребенка, включая и наказание. В послании к Евреям этот принцип параллельно с Божественным наказанием показывается нам, что когда мы плотскими родителями нашими наказываемся, мы испытываем страх, чувствуем их власть. Наказание нам кажется не радостью, а печалью, но впоследствии мы говорим спасибо папе, что когда я закурил или начал себя так вести, ты меня наказал, спасибо тебе отец. Это говорят уже взрослые мужчины и женщины, понимающие жизнь. Они ценят наказанием, ценят дисциплиной. Но, как я уже подчеркивал, это крайнее средство, которое и родители и Бог применяют к своим детям. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Наверное, есть. Я своего сына наказывал. Думаю, что немножко больше надо было проявлять строгости. Другими словами, наказание позволительно, иногда, даже необходимо. И тут некорректно говорить бить, избивать. Мы наказ даем, мы указываем путь, мы не бьем ребенка, а просто остепеняем.


Возникает вопрос с научной позиции. С Библейской позиции все понятно, а вот с научной позиции наказывать или не наказывать? Основной тезис, который я хочу озвучить, заключается в том, что по вопросу телесного наказания детей научного консенсуса единства не существует. Например, профессор Нюрей Страус считает, что наказание детей даже шлепками травмирует их психику во взрослой жизни. Но ему возражает Джон Роузмонт. Он считает, что данные об эффекте шлепанья детей искажены, слишком раздуты и преувеличены. Нет доказательств прямой связи шлепанья ребенка в детстве любящим родителем и травм его психики. Привожу цитату с вебсайта американской педиатрической ассоциации «Американская педиатрическая ассоциация поощряет дисциплинировать ребенка, в том числе и телесно». Т.е. консенсуса о наличии данных не существует. Говоря о Калифорнии, шлепанье ребенка не является насилием, если это с соблюдением определенных норм. Конечно же, мы можем поговорить о тех тенденциях, которые наблюдаются в других странах. В Украине запрет наложен на шлепанье и эта тенденция захлестнула Европу и заражает мир, в котором мы живем.

В заключение, хочу привести следствия тенденции искоренения принципа наказания и в том числе телесных допустимых наказаний и по закону и по Библии. В Швеции, которая первая отменила телесное наказание, один психиатр отец семерых детей выпустил книгу, которую назвал «Дети у власти». В ней говорится о том, как мы растим маленьких тиранов, которые управляют потом нами. Он критикует либеральные тенденции, которые говорят и убеждают общество в том, что власть и злоупотребление властью – это одно и то же. То есть родительская власть и злоупотребление как будто одно и то же, но это на самом деле совершенно разные вещи. Он пишет о том, что когда ребенок ведет себя очень строптиво, когда он выходит из под контроля, то мы не можем в этой ситуации просто беседами, ласковыми словами убедить его: «Ты несчастный мальчик, разве ты не понимаешь, что мама устала после работы, а может у тебя неудачный день в детском саду, тебя обижают»... Он говорит, что нужна дисциплина, иначе дом превратиться в сумасшедший дом, особенно если ребенок ни один, а воспитывается несколько деток в семье.


В Швеции, об этом пишет шведский психиатр, есть случаи оскорбления и даже избиения учителей. Сегодня ученики проявляют гораздо меньше уважения к учителям, как впрочем, и к другим взрослым. Наступает эра педиархата, о чем говорит Библия, что дети будут властвовать, управлять вами. Бывает такая картина часто перед глазами сын или дочь устраивают истерику где-то на детской площадке и к ним начинают проявлять позитивную педагогику. На самом деле может ребенка надо строго одернуть и посмотреть на него с недовольным видом и сказать: «Папа сказал, мама сказала, мы все для тебя сделали, ты должен идти домой». Иногда без наказания просто не обойтись. Я часто цитирую доктора Допсона, который очень не нравится либеральным педагогом. Он говорит: « Если вы дисциплинарные меры, в том числе при необходимости физическое действие, будете исключать из процесса воспитания, наступит момент, когда ребенку будет 13 лет и он покажет (не все дети, но те которые нуждались в дисциплинарном воздействии, как в крайней редкой мере), проявит такие качества, о которых мы будем жалеть. Мы потерям над ним полностью свою власть».

Молись и трудись! Каждый ребенок нуждается в человеке молитв, а человек молитв близок к Господу, на нем Дух Божий, на нем пребывает Божественная власть и тогда человек молитв может трудиться над ребенком, и Господь будет посылать мудрость, терпение, долготерпение. Без этого невозможно осуществить правильно процесс наказания и дисциплинирования. Будем молиться, но и будем трудиться. Этот двоякий Божественный фактор очень важен.

183 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Slavic Theological Collegium

Славянская Богословская Коллегия

 Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры