top of page

Стоит ли думать, что человечество действительно в последней фазе времени?


Когда речь идет, о том, живем ли мы в последнее время, то я должен сказать: « Да, мы живем в последнее время». Но если бы я жил в первом веке, я бы сказал вам то же самое: «Да, мы живем в последнее время». Если бы я жил в 12 веке, то я бы сказал то же самое: «Да, мы живем в последнее время». Последнее время с точки зрения Библии, с точки зрения Нового завета, это не просто какой-то отрезок: где-то вот близко к пришествию Христа 3 года, 12 лет перед пришествием, 2 месяца перед пришествием – ничего подобного. Если вы читаете текст Нового завета, то обязательно убедитесь, встретитесь с этим понятием, что последнее время началось тогда, когда началась Церковь. Церковь всегда живет в последнее время. Уже со дня пятидесятницы идет последнее время. Поэтому я вполне согласен с теми, которые говорят, что мы живем в последнее время. Что мы ожидаем в это последнее время? K чему мы стремимся, и что оно означает это последнее время?

Последнее время – это время перед пришествием Иисуса Христа. Время с того момента, когда ученики увидели Его восходящим на небо и до того момента, когда Он снова вернется за Церковью - это время последнее. Этот момент, который в Священном Писании определяется словом парусия, откровение Иисуса Христа, когда Он должен вернуться на землю, это момент, который, на мой взгляд, представляет самое важное событие в этом последнем времени. Мы прочитаем текст, который я хотел бы взять в основание наших размышлений. Слова принадлежат самому Господу Иисусу. Он же, Иисус, сказал им, апостолам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). Люди действительно хотят знать, в какое время они живут. Наступило ли последнее время? Сколько времени еще впереди? Это было всегда, это есть сегодня, и всегда в минуты кризиса, в часы кризиса это предчувствие, эти вопросы возникают и развиваются. Но еще раз хочу подчеркнуть, что Иисус как-то очень отрезвляюще смотрит на эсхатологию. Он не говорит, что вы должны знать и подготовиться к определенному времени, а Он говорит, что это не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Почему собственно люди хотят знать время? Почему этот вопрос вообще возникает? Почему мы так много говорим, что вот последнее время, значит, Господь должен прийти, что должно то и то сделаться, и тогда Господь придет? В чем дело? Какие причины толкают нас на эти размышления? Мне кажется, что очень простая причина. Люди хотят подготовиться к определенному времени. Они не могут быть постоянно готовыми. Они не хотят быть постоянно готовыми. Они хотят жить привольно, не ожидая господина, а потом, когда подсчитают и узнают, что Он придет завтра в 18 часов, они в 17 часов себя приготовят к этому событию. Если говорить честно и откровенно, то вот это собственно лежит в основе того, что люди так упорно и с таким рвением и энтузиазмом хотят узнать, определить и у всех спрашивают: «Ну, скажи мне, ты авторитет, подскажи, когда же будет это последнее время?».


Это старое пионерское «будь готов» оказывается, очень хорошо относиться и к христианам. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий», кстати, я хочу здесь тоже подчеркнуть слова Иисуса. Он говорит, что «в который час не думаете, придёт Сын Человеческий». Если вы рассчитаете и будете думать, что Он придет в какое-то конкретное время, знайте, что вы ошибетесь. Потому что именно тогда, когда вы не будете думать, что Он придет, а будете думать, что вот еще должно это совершиться, еще это должно быть. Именно тогда, когда вы будете так рассуждать, тогда Он и придет. Это Его слова. Это то, что Он сказал. Дальше Иисус продолжал (Мф.24:44-46) «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так»; Т.е. благоразумному рабу не надо знать время прихода Господина. Благоразумный раб не спрашивает, когда придет хозяин. «Дайте мне знак, когда он придет. До этого времени я буду жить, как хочу, а вот когда узнаю, что он придёт, тогда я исправлюсь» - это неблагоразумный раб. Благоразумный раб готов встретить господина в любое время.


Эсхатология Иисуса очень проста. В отличие от наших многочисленных сценариев, как будет приходить последнее время, в отличие от встроенных систем, которые прописаны в многочисленных книгах, споря друг с другом, опровергая друг друга, и предлагают единственно верное, как бы Библейское понимание. В отличие от этого, эсхатология Иисуса стоит на том, что не надо вам никаких систем, они не нужны. Вы должны быть готовы, просто будьте готовы. Отказ от всяких систем и сценариев Пришествия нужен не потому, что они неверны, что я могу раскритиковать систему примелианизма или амелианизма, или какую-то другую систему. Совсем не поэтому. Нет просто необходимости во всех этих системах. Фокус должен быть сосредоточен на Пришествие Христа. Главное внимание верующих должно быть сосредоточено не на признаках Пришествия, не на Третьем храме, не на антихристе, не на глобализации, не на чипах, а на Иисуса. Главное внимание – на Грядущего Христа, на парусию в том смысле, в котором ее представляет Священное Писание Нового завета, как реальное возвращение Иисуса, которое будет таким же, как оно было при вознесении. Священное Писание ясно говорит: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:11) Т.е. как ученики увидели, что Он восходит на небо, так они увидят, что Он возвращается и приходит.


Фактически у верующих есть только два эсхатологических дела. Не разгадывать книгу Откровения, не строить сценарий Пришествия, не согласовывать все тексты, которые рассказывают про то, как будет проходить парусия, Пришествие, восхищение, как будут проходить события, связанные с окончательным судом над злом - совсем нет. У верующих только два настоящих эсхатологических дела. Во-первых, приближать Пришествие, а во-вторых заботиться о готовности встретить жениха. Вот на что следует обратить внимание.

Возникает вопрос: «Зависит ли от нас время Пришествия?» Большинство взглядов, большинство из нас интуитивно воспитаны в такой традиции, что время Пришествия – это некое время Х, которое не приблизить, не отдалить нельзя. Это время, которое не зависит от Церкви. Церковь не вовлечена с точки зрения языческого мышления, Церковь и люди конкретные не вовлечены в эту драму столкновения зла и добра. Библейский взгляд конечно совсем другой. Оказывается, Пришествия невозможно, во-первых предугадать. Невозможно предугадать не потому, что нам просто это не надо знать, чтоб мы всегда были готовыми. Мы как бы всегда так объясняем, что сокрыто от нас, потому, чтобы всегда были готовыми. Не только от этого зависит. Пришествие зависит еще и от субъективного фактора. Это непредсказуемое Божье решение. Иисус говорил так: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мф. 13:32). Вдумайтесь внимательно в эти слова. Почему не знает никто из людей – понятно, так как мы должны быть всегда готовыми. Но почему Ангелы небесные не знают об этой дате? Что им тоже надо быть готовыми к чему-то? Ничего подобного. Потому, что эта дата оказывается не просто фиксированный день Х на ленте времени, когда Бог запустил как бы события, а Сам отстранился и сегодня просто смотрит, как оно совершается. В назначенное время оно все совершиться, как оно должно быть. Ничего подобного. В любой момент времени может совершится видимая парусия. Время может, как бы, уплотниться и тогда Господь явит Себя явным образом. Как именно это будет?


Это собственно не наше дело. И не надо нам знать это. Но Господь может приблизить этот день. Оказывается, мы сами можем поучаствовать в приближении этого дня