Два портрета Рима-Католических священников.

Там, в Великий день обновления, каждый пойдёт и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь преп. Ефрем Сирин



Тезис: Католицизм как старое платье, разорвался одновременно в нескольких местах при содействии самих Рима-Католических служителей на совершенно разные лоскуты вер.

Введение.

История протестантизма имеет нескончаемый список достойных имён, одни более известные, другие менее известны. Корни некоторых реформаторов не возможно проследить, откуда они, из какого города, нации, семьи. Но они будучи не очень известными, все же делали дело реформации ради Господа которого они любили и Он конечно знает о них все (Отк.22.4).

Два портрета, которые будут освящены в данной работе достаточно хорошо известны, но внимание привлекают два основных факта, то что они были оба священнослужителя Рима-Католической церкви против учения которой потом и восстали. А второе, что они жили и служили почти в одни годы и достаточно рядом территориально. Эти два легендарных священника: Мартин Лютер и Менно Симонс.

Оба Рима-Католических священнослужителя родились на территории Европы после эпохи Ренессанса. В Русском языке название этих двух государств начинаться с одной и той же буквы – «Г», одно Голландия а другое Германия. Если ехать машиной, то путешествие займёт совсем мало времени, не более 4х часов. И национальность обоих реформаторов весьма близка и в исторических корнях, а так же по социальному происхождению их семей.

Духовность Европы переживала величайший упадок духовности, так как Ренессанс возрождал языческие ценности. Их стремление обожествить человеческую сущность вопреки известным истинам Писания, меняли и мышление католического верующего

Из истории известно, что и оба священнослужителя, лично столкнулись с этим проявлением среди прихожан своих церквей. Не лишне заметить, что на этот период пришлось и изменение экономических отношений. Закладывались основы товарно-денежным бизнес отношениям которые сегодня принято называть просто «Капитализм»

Некоторые, конечно не лишённые политического окраса авторы, говорят что монастыри собрали все мыслимые и не мыслимые земли, реки кишели судами груженные произведениями монастырей. По дорогам бежали упряжки тянущие телеги опять же с произведениями монашеской братии.

Тем, кто осознает всю картину этого времени, понятно, почему сразу в нескольких местах Европы почти одновременно началось пробуждение, или как мы привыкли называть – реформация.

Менно Симонс, кто он?

Менно Симоне родился в 1496 г. в Голландии, провинции Фрисландии, в деревне Витмарсуме.

В 1524 г. он был посвящён в сан священника римско-католической церкви и получил назначение в небольшой сельский приход. Ещё будучи мальчиком лет 9, он решил стать священником. Испытывая какую-то необъяснимую страсть к возвышенному и духовному, он мог часами простаивать в деревенской не приметной церквушке испытывая благоговение. Родители радовались желанию Менно стать священником.

Отец отправляя сына учиться в Больсвард, считал, что обеспечивает уму беззаботную и материально обеспеченную жизнь. Но мог ли подумать отец Менно, что дав сыну возможность читать библию, он обрекает его на жизнь бедняка и бродяги?

Шёл 1531 г., будучи священнослужителем в возрасте 35 лет, он услышал о человеке, который умер мученической смертью за то, что "обновил своё крещение". Тогда он начал искать в Библии ответ на вопрос о крещении и пришёл к заключению, что о детокрещении она ничего не говорит. В своих исследованиях Менно обратился к трудам реформаторов таких как М. Лютера, М. Буцера, Г. Буллингера. В них защищалось детокрещение, хотя он нашёл, что их аргументы не подтверждаются Писанием.

Несмотря на это он продолжал оставаться священником, пользуясь добрым авторитетом служителя, хорошо знающего Священное Писание, и замечательного проповедника. Через некоторое время его перевели в Витмарсум. Здесь было заметно влияние анабаптистов. С течением времени он начал симпатизировать этим людям, серьёзно относившимся к Слову Божию.

Вскоре настал момент, о котором Менно вспоминал так: "Моё сердце трепетало во мне. Вздыхая и плача, просил я моего Господа, чтобы Он дал мне, опечаленному грешнику, дар Своей благодати, сотворил во мне чистое сердце, ради Крови Иисуса Христа милостиво простил моё нечистое хождение и одарил меня мудростью, Духом Святым, искренностью и мужеством, чтобы мне верно проповедовать Его Высокое и Достохвальное Имя и достойно возвещать Его истину".

Некоторое время Менно ещё продолжал оставаться священником и открыто с кафедры проповедовал новое учение, но в январе 1536 г. оставил католичество. Целый год он провёл в уединении, готовясь к ответственному служению в братстве крещенцев, а затем был рукоположен на служение одним из руководителей нидерландских анабаптистов Оббе Филипсом. Анабаптисты к этому времени были охваченные ужасом и осознающие необходимость противопоставить сложившейся ситуации сильного человека... Для этого они и предназначали Менно. С этого времени до самой кончины в 1561 г. Менно Симонс, постоянно рискуя жизнью, писал, проповедовал, крестил и нёс попечение об общинах крещенцев от Амстердама до Данцига.

Ряд диспутов Менно Симонса с И. Ласко, Г. Фабером и других позволяют выяснить доктринальные различия между крещенцами и другими новыми религиозными течениями того времени. Эти различия относились прежде всего к пониманию сущности христианской жизни и сущности Церкви. В первом вопросе Менно подчёркивал важность возрождения и следования за Христом. Только тот, кто обратился к Господу и пережил в своей жизни благодать Божию, может принять крещение и присоединиться к Церкви. Подлинность возрождения должна подтверждаться конкретным стремлением жить жизнью полного посвящения Христу. Церковь должна состоять из верующих, которых объединяет верность Христу и любовь друг к другу. Средством наказания за грех считалось отлучение.

Еще при жизни Менно Симонс в нидерландском братстве анабаптистов произошло разделение, в результате которого образовались четыре группы, которые отличались друг от друга не столько догматическими принципами, сколько различным пониманием практики христианской жизни.

Группа где в основе лежало понимание Писания сформированное Менно, взяло направление на общность, миротворчество и единение верующих между собой. К. Кран говорил об «экклезиоцентричном богословии» Менно Симонс. Г. Бендер указывал на главенствующую роль понятия церкви (общины) среди перекрещенцев в сравнении с индивидуальным пониманием спасения в классическом протестантизме. Р. Фридманн утверждает: «В анабаптизме… человек не может прийти к Богу кроме как вместе со своим братом по вере. Другими словами, брат, ближний становится важнейшей составляющей чьего-то личного спасения».

Нам ещё предстоит провести краткое сопоставление как в разнице понимания Лютера и Симонса так и учения их последователей. Завершая же исследование жизни и понимания влиятельного реформатора, надо сказать что его функция была больше похожа не столько на классическую реформацию, сколько на возрождение тех принципов христианства которые известны из жизни и деятельности первых христиан и апостолов. Многие черты «примитивного» анабаптистского богословия и служения выглядят куда более схожими с практикой Апостольской церкви, чем любые протестантские нововведения; это было возвращение к «апостольской вере» в свете Библии.

Сам же Менно о себе свидетельствует с евангельской простотой и скромностью, подобно апостолу Павлу в 1 Кор.15:8-9. Он говорит «Я был подобен прекрасно выстроенному могильнику; снаружи, для постороннего глаза — скромен, благовоспитан, кроток, никто не мог сказать что-либо плохое обо мне; изнутри же я был полон мрази, гнили и нечисти. Снаружи бокал мой был чист, изнутри же полон мерзости… Я не боялся ни Бога, ни дьявола, ни закона, ни Евангелия, ни ада, ни неба. Ничто не могло вывести меня из состояния покоя. Я не почитал ни Тебя (о Боже!), ни Твоё Слово; я преуспевал в греховности, я искал только дружбы и любви мира сего».

Безусловно, его новая жизни и служение как уже было сказано было полно гонений, потерь и побоев. Его жена и дети умерли по различным причинам ещё при его жизни. Он же отошёл в мир иной в возрасте 65 лет в 1561г. Но последователи не дали стереться его имени из памяти людей и это в соответствии с писанием: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» Евр. 13:7


Немного о Мартине Лютере.

Сколько бы фактов и истории не приводилось в этой статье о Лютере, все равно сказано будет только «немного», настолько красочно и много уже описано о этом действительно ярком и неординарном сосуде Божием. То что будет упомянуто в этом изложении, преследует только одну цель, не рассказать что то, но привести параллели жизни и деятельности с Менно Симонс, а в некоторых случаях их кардинальную противоположность.

В одной из прекрасных работ Константина Прохорова, было уже сопоставлена различность между анабаптизмом и протестантизмом. Известно, что ещё при жизни Менно, анабаптизм разделился. После долгого окормления всего этого протестантского движения, он возглавил одну из четырёх групп анабаптистов, которые все больше стали называться просто пререкрещенцы и позже выросли в менонитское братство. Нам же предстоит поговорить о разнице анабаптизма, а позже меннонитства не с протестантизмом в целом, но с точкой зрения и учения Лютера и лютеранства.

Мартин Лютер и его 95 тезисов

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера, бывшего крестьянина, перебравшегося в Айцлебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период он вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет, а в 1507 году он был посвящён в священники. В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена, именно в этой поездке он увидел то, что произвело настоящую революцию в его сознании, а именно развращённость римско-католического клира. В 1512 году Лютер становится доктором теологии и занимает кафедру теологии. Он кропотливо изучает библию являясь одновременно и смотрителем 11 монастырей.

Папа Лев X

18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах.

Через короткое время Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви. Мартен Лютер обращается «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Громкими эпизодом истории протестантства является раскол среди единомышленников и начало крестьянской войны в 1524г. под предводительством Томаса Мюнцера - друга Мартина. В этом явлении так же приняли участие и крайне реакционно настроенные анабаптисты.

Другим событием сделавшим огромный вклад в формирование лютеранства было то что в 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Лютер признавался, что не был пылко влюблён, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался.

Доктор теологии и наставник сотен очагов реформируемой церкви очень много разъезжал и писал, зачастую отстаивая реформацию перед агрессивными нападками католических теологов. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Умер Лютер в Эйслебене 18 февраля 1546.


Спустя сотни лет.

Как результат жизни этих двух Божьих людей является две совершенно разные конфессии соответствующих наименований: Лютеранство и Менонизм, который сегодня больше известен в соединённых штатах как Амиш Контри. Численность одних и других в мире, весьма отличаются. Лютеранство насчитывает по некоторым данным 76 мл. а Менониты по тем же данным всего 1.4 мл. что многократно меньше.

Скорее всего это результат исторического влияния. Лютеранство получило хорошую поддержку от самого начала на уровне государственных чиновников, дворянства и финансово обеспеченных людей. Оно практически не знает что такое гильотина, повешение или сожжение на костре. Менонитство же никогда не имело поддержки среди власть имеющих кругов. Более того даже сами протестантские лидеры призывали к гонению на непонятных и упрямых анабаптистов.

Менонитское братство внутри себя очень отличительно и является источником образования многих других групп верующих. Например, хорошо известно что и у западной и у восточной (славянской) линии баптистов корни в менонитстве, а не в лютеранстве.

Разница в принятии взглядов Мартина Лютера и Менно Симонса кроится в принципиальном разногласии подходов к вероисповеданию. Лютер не нёс идеи нового церковного формирования. Он был больше сторонником изменения(очищения) существующей церковной структуры и отделению от диктата папства. Поэтому Лютеранство не так сильно отличается от католицизма.

Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, менониты и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В подобии католичеству, в церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от менонитских или баптистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников.

Основным отличием последователей Лютера от менонитов, баптистов и подобием католицизму является сохранение дето-крещения. Этот принципиальный вопрос не согласия между Менно и Мартином.

Да, какие-то незначительные взгляды Лютера, Симонс усвоил. Так говоря о периоде своего искания он говорит «Лютер, впрочем, помог мне понять, что человеческие запреты не могут быть сопряжены с угрозой вечной смерти.» Понимание же доктора Мартина о крещении со слов Менно так же правильное «…я обратился к трудам Лютера и прочитал, что детей необходимо крестить на основании их веры.» Только вот практика не согласуется с пониманием. Видимо это было продиктовано желанием сохранить последователей и избежать обострений с немецким дворянством и в последствие репрессий которые выпали на долю анабаптистов и позже менонитов.

У крещенцев было отрицание возможности спасти церковь путём реформации. Римская католическая церковь давно перестала быть для них церковью Христа. Поэтому они порвали все связи с Римом и учреждали повсюду свободные общины по образу апостольской общины первого века нашей эры

Именно в менонитском течении возродился древнехристианский обычай совместных трапез-агапе (ἀγάπη ), которые унаследовал позже баптизм и то больше славянская его ветвь.

А крещение по вере, менониты принимали порой ценой жизни. В вышедшей в 1631 г. на голландском языке менонитской книге «Зерцало мучеников, искупленных христиан», приведён список меннонитов, погибших во время террора герцога Альбы. В нем приводятся до 800 фамилий, и это конечно только те кого записали. По видимому эти люди были не просто черным крестьянством, а какой то местной знатью.

Истории практически не известно как произошла привязка названия к группе верующих. По видимому из-за твёрдого отстаивания данных взглядов их лидерами. Так анабаптисты разделились и именно одна унаследовала основные: Во-первых пацифизм «…другие были крайними реакционерами, стоит вспомнить Мюнстерское царство или участие в крестьянской войне. Менониты же проповедовало отказ от насилий, оно проклинало войну и убийства.» и второе, простоту богослужений которую понимал Менно.

О лютеранстве же известно что впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле.»

Вряд ли стоит говорить о большом влиянии между Лютером и Симонсом друг на друга, хотя кто от это и усматривает. Клебанов в своём пролетарском труде “Меннониты” заявляет, что Меннонитство складывалось под несомненным влиянием лютеранства. Взгляды Менно Симонса испытали значительное воздействие со стороны Лютера. В своём автобиографическом трактате Менно Симонс Лютера называет не иначе как “авторитетом”.

На это надо сказать, он мог называть его авторитетом, но тем ни менее не сильно то прислушался к его пониманиям. Это видно из его твёрдого убеждения в крещении взрослых, а не детей. Он говорит что Лютер ему не помог разобраться в основном вопросе – дето крещения. Другой вопрос который так же был не понятен Менно из трудов Лютера о военной службе. Менно Сименс категорически осуждал всякую силовую позицию решения. И не только против воинской службы, но всяческого государственного назначения. Они положили категорически отказываться от клятвы государству «Так как многие соблазны могут быть связаны с должностью правителя, то мы боимся занимать такие должности.»


Обобщение.

Два Рима­-Католических священно-служителя, выходцы из крестьянства, современники одной эпохи – начала реформации. Это наверно все что есть общего в этих двух портретах. В остальном они были твёрдыми приверженцами своих убеждений. Мартин шёл на некоторый компромисс если это было необходимо. Менно не признавал никаких компромиссов вплоть до смертной казни. Лютер был теологом и делал сильный удар на формирование каждой детали учения, что было не важно лидеру менонитов. Он ставил в главенство не богословие, а духовную практику верующих.

Лютеранство как ветвь протестантизма преследовала идею сотрудничества с гражданским правительством, менониты всячески уходили от правительственных обязательств и руководства в этой области.

Как не странно, но наверно нет более противоположных в своём понимании и практике среди ветвей протестантства, чем лютеране и менониты. Это убеждает в правильности тезиса, что католичество разорвалось на совершенно разные лоскуты верований как прогнившее одеяло.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ян Ауке Брандсма, Менно Симонс из Витмарзума, https://slavicbaptists.com/2012/02/23/mennosimmon (07/10/2017)

2. Hermano Schvn, Historiae mennonitarum plenior deduction., Amsteraadami, гл. 2 я 1729.

3. С.С. Почепцов, Социальная функция субкультурой религиозности (на примере старообрядчества и менонитства), Научные ведомости 2012 #8, стр. 286

4. А. Клибанов, Меннониты, ОГМЗ «Московский Рабочий» 1931г., стр 17

5. Менно Симонс и анабаптисты, Штайнхаген, Samenkorn, 2012, стр.195

6. К. Рыжков, Джон Смит и баптисты, www.proza.ru

7. Статьи Лютеранство и Менониты, Энциклопедия народов мира, www.etenlog.ru

8. Кох Урсула, Розы в снегу, Конталь, «Свет на Востоке», 2009, первое издание.

9. К. Прохоров, Не католики и не протестанты: Анабаптизм как третий путь., Богословские размышления #4, 2004 ст.130

10. Friedmann. The Theology of Anabaptism, p. 116.

11. Маркс, .Капитал., т. I, кн. 1, стр. 42

12.Савченко П, Сравнительное Богословие http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Savch/_08.php (06/19/2017)

13. Христианство и возникновение науки – влияние эпохи возрождения., В. Алексеев, http://realis.org/ru/publications/articles/144-hristianstvo-i-vozniknovenie-nauki?showall=&start=5

14. Менно Симонс и анабаптисты, Штайнхаген, Samenkorn, 2012, стр.195

15.Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

16. Попов В.А, «Стопы благовестника», издательство «Благовестник» 1996г., стр.69

17. С.В. Санников, Популярная История Христианства, Библейская Лига 2013



18 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Slavic Theological Collegium

Славянская Богословская Коллегия

 Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры