top of page
  • Фото автораlivan

БЛАГОДАТНЫЕ СТАРЦЫ

«И до утра видно было сиянье с той стороны, куда ушли старцы...»

Лев Толстой, «Три старца»

Человек интуитивно, особым внутренним чувством воспринимает истинных пастырей; подсознательно, сердцем тянется к тем, кто близок к Богу. Особой харизмой был наделен этот дивный старец, неиссякаемым источником добра обладал. Я хорошо запомнил его испытующий, буквально пронизывающий взгляд, направленный как будто в самое сердце. Властный взор старца безмолвно свидетельствовал: он видит и знает мою суть, мои тайные немощи, но, по своей безграничной любви и благости, удивительно тактично щадит меня и готов уврачевать словом вразумления мое несовершенство, духовной энергией зарядить. Святой жизнью, без слов - приобретают старцы детей своих. Порой, не говорят ни слова, а мы и без слов cлышим святую правду их Церкви. Любовь небесная – их мощное духовное знамение.

«Так всегда и надо писать – как свое последнее слово миру, как завещание, как исповедь сокровенную. По-отцовски поступай, сын мой, по-отцовски служи ближним - ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», за братьев своих, за детей своих. Человек не может жить без любви, он задыхается без нее, нравственно умирает. От недостатка Божьей любви все наши беды – наркомания, пьянство, распутная жизнь, брошенные дети... Без любви человек умирает заживо. Поэтому, если «правда твоя» без любви, если она разрушает твой внутренний мир - откажись от неё. Смирения ищи, от греха убегай, со страстями борись, к Господу приближайся. Не вставай в позу высокомерного судьи над бедами ближнего, а впрягайся работником в миру. Есть люди, которые привыкли успокоенно дремать в креслах застывших понятий. Разбуженные истиной живого слова, они будут бурно реагировать шипением, как гуси на гром. Не бойся и не страшись их – наш «Бог не устал, он шествует вперед», по Его стопам иди...», - в поучениях старца звучали вечноживые истины бытия.

«Господи, благослови такими старцами народ наш, общины и семьи наши, наследие наше!» - взмолилось сердце. Но почему же они благодатные и бесстрастные? В чем их власть над умами и сердцами народа? Где тайник их чудотворного, благотворного влияния на течение жизни? В чем сила их безупречного авторитета?

Подвижники благочестия, путем духовного трезвения идут благодатные старцы. Смиренномудрые и простые, благообразные и степенные, кроткого и молчаливого духа – тайну жизни и смерти познали они, до настоящей любви доросли. Их смирение – и есть выражение силы духа, свободного от самолюбия, заносчивости и житейской суеты. В незримом для постороннего глаза покаянии, сокрушении сердца и подвиге молитвы пребывают их души. Сокровищем духовного разума обладают они, «плодом опыта духовного» делятся с ближними. В высшей степени благостно относятся они ко всем без исключения. Пред всякой жизнью в благоговении преклоняются. Очень строгие к себе, чрезвычайно снисходительные - к другим. Всесильной добротой покрывают они человеческую слабость, без слов открывая лик Божий человеку смертному. Образ чистоты и доброты духовной являют миру, в ревностном служении Богу и Церкви - о себе забывают. Полагая души свою за пасомых, «в муках рождения» пребывают, дабы изобразился Христос в нас смертных. «От сердца к сердцу» - их путь пролегает...

Сладостная душа – говорили о нем люди, хотя не было в нем ни вида, ни величия, который привлекал бы «с первого взгляда». Однако одного разговора с благодатным старцем было достаточно, чтобы душа загорелась, чтобы запылала жизнь. «Господь нас неизреченно любит", - говорил каждому отец Силуан. "О, как Он