• livan

Информационно-компьютерные технологии и Духовность


Научно-библейский анализ


Одной из основных тенденций развития современного общества является лавинообразный рост объема информации, что стимулирует интенсивную разработку и практическое внедрение в жизнь информационно-компьютерных технологий. Анализируя ситуацию, сложившуюся в мире к концу ХХ века, в целом, можно сделать однозначный вывод: скрытый период разработки новых информационно-компьютерных технологий закончился, и уже в настоящее время человек может встретиться со многими “чудесами” современной техники, которые способны оказать кардинальное влияние (как положительное, так и отрицательное) на все сферы его жизнедеятельности, и, в том числе, на самое главное в человеке – духовность.

Проблеме влияния информационно-компьютерных технологий на духовность посвящены работы И.И.Лещука (книга “Экология духа” и др.). В этом номере Альманаха публикуется первая часть его большой работы по этому вопросу, освещающая главным образом негативные последствия компьютерных технологий на духовность. В следующем номере редакция предполагает опубликовать вторую часть, показывающую использование Интернет и компьютерных технологий для евангелизации и прославления Господа Вселенной Иисуса Христа.


Введение


В наше время мир поставлен на пороге очередной технологической революции – информационной. Причем, наряду с полезным использованием достижений науки и техники, уже сейчас идет активный процесс возведения Вавилонской башни информационно-компьютерной эры, а, возможно, и возведение прочного плацдарма для безбожной деятельности антихриста – “того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих...” (2Фес.2:9,10). Ведь не секрет, что наиболее интенсивные исследования в области информатики ведутся ныне в рамках создания так называемой глобальной информационной супермагистрали ближайшего будущего – мощной унифицированной информационной среды (системы) для обмена разнообразной информацией, для целенаправленного управления различного рода процессами, происходящими в мире, и, наконец, для контроля мировой ситуации в целом. И “не надо быть пророком, чтобы абсолютно точно сказать – в XXI веке система будет создана”.

По прогнозам аналитиков, глобальная информационная система будущего “охватит все! И создаст условия для накопления в системе такого количества информации – на этот раз тоже в смысле сведений, сообщений, в том числе информации отрицательной, непродуктивной, ложной, что это приведет к катастрофе”. Причиной для подобной катастрофы может быть то, что “прогрессирующее накопление во всемирной сети содержания, сообщений, причем сообщений и правдивых, и ложных, и даже зловредных (компьютерных вирусов, например), уже сегодня ведет к необходимости перекопать горы ненужного, чтобы найти нужное, да еще проверить – не ложное ли? Не случайно врачи открыли новую болезнь – синдром информационной усталости. В последнее время часто говорят об “информационном взрыве”, который может произойти в результате “переполнения” человечества информацией...”. К сведению, из закона Мальтуса следует, что “прирост народонаселения идет значительно быстрее, чем прирост необходимой для него пищи. То же с прогрессирующим накоплением информации. К сожалению, можно утверждать, что рост количества лживой, зловредной информации идет намного быстрее, чем правдивой. Именно это и может вызвать взрыв. Образующие триединство сигнала – форма, содержание и информация являются атрибутами духа, поэтому в отличие от ядерного взрыва, в основе которого лежат реакции материальных тел, в нашем случае можно говорить о “духовном взрыве”.

Отсюда следует, что лозунга “свобода любой информации!” не должно быть. “Информация не может быть абсолютно свободной, потому что она определяет судьбу человечества. И тот, кто владеет средствами распространения информации, должен быть ограничен...”. Средства массовой информации – очень важная область, поскольку она принципиально не может быть свободной от политики и определенного морально-этического контроля. И именно “высокие” компьютерные технологии позволят совершенно по-новому подключить духовную сторону человека к производству и потреблению новой информации, что даст в будущем потенциальную возможность целенаправленно манипулировать всем человечеством. А, зная способы и имея возможности управления массами, естественно предположить, с каким “воодушевлением” обольщенная толпа встретит сатанинского посланника – антихриста...

Искусствоведы предупреждают, что “создание глобальной информационной системы грозит человечеству информационным Апокалипсисом – с одной стороны, человечество захлебнется в огромном объеме информации, с другой стороны, с её помощью оно может быть доведено до полного вырождения. Разговоры о возможностях такого развития информационной технологии и различных его последствиях уже давно ведутся писателями-фантастами, культурологами, философами...”. В связи с этим современное общество должно занять активную позицию в отношении информационных технологий. “Надо действовать! Если Бог дал человеку ум, человек не должен только прогнозировать, наблюдать, анализировать, как вы назвали, информационный Апокалипсис. Наше поколение людей XX века постепенно и естественно уходит со сцены истории. Новое поколение, входящее в новый век, да еще и в новое тысячелетие, должно действовать!”. Да, именно, действовать! Притом действовать без промедления, уже сейчас. Для этого очень важно, не “впадая в крайности”, без предвзятостей, объективно – рационально выяснить, какова степень положительного и/или отрицательного влияния различных информационных потоков и компьютерных технологий на человеческое тело, душу и дух.

С научной точки зрения актуальной является задача оценки влияния современных информационно-компьютерных технологий на биологическую структуру и сознание (подсознание) человека с целью выявления возможных издержек – побочных отрицательных эффектов. Требуют своего дальнейшего развития теория и практика физиологии и психологии зрительного, слухового и тактильного восприятия информационных потоков с позиции экологии духа. Необходима также разработка методов и средств защиты от несанкционированного доступа к подсознанию человека, а также разработка соответствующих законодательных актов, регулирующих оптимальное и безопасное использование современных информационно-компьютерных технологий и систем. Другими словами, вместе с бурным развитием средств массовой информации, технологий мультимедиа и виртуальной реальности (в особенности глобальной информационной сети) необходимо заранее позаботиться о технике и правилах информационной безопасности – в самом широком смысле этого слова, а не только с точки зрения ее конфиденциальности.

С богословской позиции особо важно уяснить степень отрицательного воздействия различных источников информации на внутренний мир человека, т.е. – на его духовность. Вторая, логически вытекающая из первой, богословская задача – это выработка библейской стратегии восприятия информации и разработка методов духовной профилактики и терапии. Ведь духовность – это основа благополучного функционирования человека и общества в целом. Например, как показал исторический анализ, в прошлом гибель многих высокоразвитых цивилизаций, в том числе и могущественного Рима, проистекала не от силы противника, не от преимущества варваров, а, скорее, от ослабления духовных основ общества, от нравственной деградации Империи и античной культуры в целом.

С целью решения поставленных задач, в настоящей работе проводится научно-богословский анализ современных информационно-компьютерных технологий, а также раскрываются механизмы их скрытого воздействия на физиологию, душу и дух человека. Исходя из этого, одна из главных целей работы состоит в том, чтобы заострить внимание общественности на некоторых “подводных камнях”, встречаемых в безбрежном море современных информационно-компьютерных технологий; на примерах проиллюстрировать силу их физиологического, психологического и духовного воздействия на человека. При этом особое внимание в работе будет уделено развитию сравнительно нового научно-богословского направления – экологии духа, а также способам укрепления духовного иммунитета человека – защиты от отрицательной информации (“вирусов”).

Кроме прочего, в работе сделана попытка спрогнозировать далеко идущие возможные последствия внедрения в жизнь современных информационно-компьютерных технологий и ответить на актуальные вопросы современности: Какие силы в будущем будут управлять, манипулировать сознанием и поведением общества? Как не подпасть под влияние духовных источников-вирусов, приводящих к поражению сознания, духовному параличу, к одержимости и связанности? Как сохранить свой ум и волю свободными от невидимой сатанинской печати (начертания)?. Здесь есть о чем (о ком?) поразмыслить, для тех, кто имеет “ум Христов” (1Кор.2:16).

Библия пророчески предвещает приход на землю “беззаконника”, “человека греха”, “сына погибели” (2 Фес. 2:3) – антихриста. И антихрист, вне сомнения, воспользуется широкими возможностями современных служб и религий, информационно-компьютерных технологий, средствами массовой информации, возможностями виртуальной реальности, технологиями мультимедиа, интерактивного (диалогового) телевидения, возможностями совершенствующейся цветной печати, кино-, теле- и видеотехники. Мировое царство антихриста будет представлять собой всеобщую систему управления и контроля, физически и духовно порабощающую человека. И технический прогресс уже создал предпосылки, с помощью которых антихристу удастся поработить все человечество и держать его под своим демоническим контролем...

Из вышеизложенного следует, что защита естества человека от воздействия информационных потоков опасных интенсивностей (как в физиологическом, так и в духовном плане), особенно в связи с тенденцией дальнейшего развития и внедрения современных информационно-компьютерных технологий и средств, является одной из важнейших проблем охраны физического и духовного здоровья человека. При этом защита должна включать в себя, по крайней мере, четыре основных аспекта:

Þ управление информационными технологиями и ресурсами на основе экологического научно-библейского подхода;

Þ мониторинг (научно-богословский анализ, оценку и контроль) информационно-компьютерных технологий и духовной среды, что позволит обеспечить своего рода обратную связь с системой управления информационными технологиями и выработать соответствующие рекомендации по оптимальному (безопасному) использованию технологий;

Þ обнаружение и нормирование, т.е. определение в процессе мониторинга клинико-физиологических, биофизических и библейских данных, необходимого перечня физически и духовно эффективных параметров воздействующего фактора информации, предельно допустимых уровней каждого из этих параметров и форму их представления;

Þ защита – система мероприятий инженерного, законодательного, организационного, медико-биологического и духовного (с высшим приоритетом) плана, направленную на предотвращение или снижение до минимума вредных последствий информационного влияния.

Только эффективное управление, мониторинг, своевременное обнаружение, правильное нормирование и реализация защитных мероприятий позволят устранить вредное воздействие информации и, как следствие, обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, сохранить духовность каждого человека и общества в целом. И как бы утопически это не звучало, в идеале, информационно-компьютерные технологии должны быть благословением, а не проклятием для разумных жителей Земли.

Библия учит, что “в последние дни наступят времена тяжкие” (2Тим.3:1). При этом особенно остро “тяжесть” времени будет ощущаться в духовной жизни общества, ибо люди будут духовно испорчены (2 Тим. 3:2-5). Умножение беззакония, падение нравов и бездуховность приведут к тому, что “во многих охладеет любовь; ... восстанет народ на народ, и царство на царство; ... многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; ... восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных...” (Мф.24:7-24).

Предвидя такое будущее, Иисус Христос предостерегал своих учеников: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Мф. 7:15); ”берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение” (Лк. 21:8). Другим конкретным проявлением особой заботы Господа Иисуса Христа о своих последователях является Его первосвященническая, ходатайственная молитва Отцу Небесному: “Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла” (Ин.17:15,16). Впоследствии Дух Святой напоминал апостолам, “что весь мир лежит во зле” (1 Ин.5:19), что “тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2Фес.2:7).

С тех пор прошло почти две тысячи лет, многое существенно изменилось. Но, к сожалению, как в прошлом, так и в настоящем духовное разложение общества отрицательно сказывается на развитии культуры, экономики, политики, науки и техники. Причем, тяжесть и бремя последнего времени искренние христиане ощущают намного болезненнее, чем первые верующие, поскольку для современной ситуации характерно прогрессирующее возрождение оккультизма, различных псевдонаучных направлений, псевдорелигий, псевдокультур.

Обладая притягательной силой для пытливого человеческого ума, они формально несут информацию, но, по сути, являются энтропийными (беспорядочными, приводящими к упадку), поскольку содержат в себе разрушительный потенциал греха, принося хаос, пустоту и связанность в человеческую душу. Подобные регрессивные тенденции обусловлены в основном тем, что сознание и мышление, а следовательно, и наука, и культура современного общества, основательно пропитаны и деформированы атеистическим, безбожным (в некоторых случаях – оккультным) духом. Отвергнув Бога и Его законы, мирское общество утратило истинные духовные ориентиры и осталось “у разбитого корыта”. В результате к концу ХХ века процесс развития искусства и религии, а также в особенности науки и техники, пошел по ложному пути, приведшему человечество на край пропасти, к экологическим кризисам в области материи и духа. Ведь ”где изгоняется Божество, там появляются призраки” (Эмануэль Гейбель).

На одном из конгрессов, посвященных проблемам психиатрии, японские ученые заявили, что телевизор и компьютер могут оказывать непосредственное гипнотическое (медиальное) воздействие на человека. Зависимость от телевизора (компьютера) может привести к депрессивным формам помешательства, поскольку отрывает человека от реальной жизни. В результате человек превращается в массу, из которой можно лепить все, что угодно! Нахождение в созданном компьютерными технологиями виртуальном пространстве по своему воздействию на сознание человека аналогично тому эффекту, который производит употребление наркотиков. Другими словами, информационные технологии интенсивно действуют не только на физиологию человека, но и на его духовность.

При этом целью всех современных технологий воздействия на человека является скрытое управление вниманием и эмоциями, перестройка восприятия, активизация либо подавление мышления и памяти, проникновение в сокровенную область подсознания. Вот почему трезво мыслящие христиане сильно обеспокоены активным возрождением и внедрением сатанинской, оккультной идеологии в современные информационно-компьютерные технологии. И настороженность верующих имеет достаточно оснований, поскольку уже сейчас ведутся исследования по созданию психологических компьютеров и психомеханических роботов, способных изменять подсознание человека подобно гипнозу. Причем, серьезность и опасность сложившегося положения заключаются в том, что существующие информационные технологии (звуковые, визуальные, телевизионные, компьютерные и т. п.) позволяют воздействовать на физиологию, сознание и дух человека, минуя контроль его разума, используя так называемое “подпороговое” или “околопороговое” восприятие – то есть воздействия на человека, которые сознание человека не отмечает, поскольку их интенсивность или длительность находится ниже порога сознательного восприятия.

Подобные возможности, обусловленные бурной технизацией и информационной революцией, позволяют наложить некую, невидимую визуально, “печать” на дух человека и открывают другие, широкие и непредсказуемые по последствиям, перспективы для целенаправленного манипулирования человеческим сознанием и поведением. Несомненно, что наложение духовной печати повлияет на все сферы человеческого естества – на его дух, душу и тело. И, наверное, не случайно, в последнее время в зарубежных научных изданиях часто поднимается проблема “компьютеры и человеческий дух” (computers and humen spirit) или “духов в компьютерах” [2]. По всей вероятности, на сегодняшний день можно говорить о наличии реальных предпосылок для “одухотворения” компьютерных систем и сетей, а также о возможности превращения их в “зверя”, в который “вошел дух и он ожил” (Откр. 13 гл.).

Внимательный анализ современной ситуации показывает, что процесс заражения сфер политики, искусства (кино, живопись, музыка и др.), науки и техники (образование, медицина, телевидение, компьютеры и др.) вирусом греха и оккультизма набирает силу, что, в свою очередь, сказывается на духовном состоянии человеческого общества в целом и христианской церкви в частности. Некоторые христиане часто идут на компромиссы с грехом, на уступки миру. Под влиянием духов обольщения они “источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Иерем. 2:13). В результате происходит процесс секуляризации (ассимиляции, смешения) мира и церкви, процесс духовного ослабления и заражения церкви. Ведь не секрет, что гигантскому подъему технической цивилизации сопутствуют тесно с ним связанные опасности и беды в сфере духовного бытия. Об этом в последнее время говорят и пишут достаточно много и часто. Молодежь наэлектризована и заколдована аморальной, агрессивной и наркотически-оккультной (психоделической, медитативной, “минимальной”) музыкой. Оккультизм и сатанизм в различных формах проникают в средства массовой информаци телевидение, компьютерные сети, науку, рекламу, моду, экономику, политику, спорт и ... даже в религиозную среду!

”В связи с этим надо еще затронуть экологию, о которой сейчас много говорят, правда, применительно к природе. Но необходима еще экология духа, более важная. Она еще не родилась.... Так утверждают современные ученые. Однако с богословской позиции такое утверждение не совсем верно. Христиане твердо убеждены в том, что лучшим практическим руководством по экологии или охране духа является Библия. Именно Библия содержит конкретные инструкции, предписания и рекомендации, смиренное следование которым обеспечивает человеку полную безопасность его тела, души и духа.

Таким образом, данная работа ни в коем случае не выступает в качестве альтернативы библейским рекомендациям и заповедям. Информация и взгляды, изложенные в работе, это, скорее, “богословско-социальная накладка библейской истины на реалии жизни”, осуществляемая с целью дальнейшего развития экологии духа с учетом реалий современности и тенденций будущего развития общества.

"И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал..."

(Откр. 13:15)

Информационно-компьютерные технологии

Под информационно-компьютерными технологиями (от греч. techne искусство, мастерство + ... логия) будем понимать совокупность специальных технических и психологических методов и алгоритмов синтеза, обработки, изменения состояния, свойств, формы, информационных продуктов в процессе их “производства”, разработанных с целью оказания определенного влияния на человека. В качестве информационных продуктов могут выступать экранные (теле- и кинопродукция, компьютерная “виртуальная реальность”, компьютерные игры), звуковые (музыка, речь, шумы) и другие виды продуктов (например, литература, живопись и т. д.).

Как установлено, облеченная в форму слов, образов, картин и т. п., информация обладает свойствами более глубокими, чем просто материя, воздействуя на тело, мозг, разум, эмоции и дух человека. И современные информационно-компьютерные технологии позволяют существенно усилить и целенаправленно сконцентрировать воздействие информации. Особого внимания и изучения заслуживает духовная информация, которая не поддается естественному (чувственному) контролю, осязанию, измерению, однако, несмотря на это, способна оказывать существенное воздействие на духовную сферу человека и на его жизнедеятельность в целом.

В понятие “информация” в различных областях научного знания ученые вкладывают, соответственно, различный смысл. Так, английский кибернетик и биолог У.Р. Эшби разработал понятие информации на основе категории разнообразия. Эшби показал, что “информация существует там, где есть разнообразие, если же нет разнообразия, нет и информации”. С целью исключения неопределенностей, в данной работе под информацией (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) будем понимать сообщения, осведомления о положении дел, сведения о чем-либо, уменьшающие неопределенность (неведение) у получателя.

Причем, более глубокий анализ показывает, что информация – это количественная связь между формой и содержанием, поскольку форма не может соединяться с содержанием без конечного количества информации. Само по себе содержание не имеет количественной меры. Например, содержание телевизионной передачи – это ее семантика, смысл, те эмоции, которые несет визуальное и звуковое поле. Если человек плачет, смотря телефильм, значит, его тронуло содержание фильма. А информация – это “квадратики“, составляющие телевизионную картинку. Их конечное число по положению и конечное число по интенсивности и есть количество информации. Сама по себе информация равнодушна и “мертва”.

Процесс извлечения информации следует считать активным и непрерывным, поскольку море энергии, в котором человек живет (“плывет”), течет и изменяется без явных, заметных пауз. Даже мельчайшие доли энергии, воздействующие на рецепторы глаз, ушей, носа, языка, кожи, представляют собой не последовательности, а поток. Информация, присутствующая в объемлющем свете, в звуках, запахах и естественных химических соединениях, неисчерпаема.

Болезни ХХ века

Þ “Во всякой культуре на известной ступени ее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры...; после расцвета, усложнения и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа... Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и организованного властвования над ее силами. Организованность убивает органичность. Жизнь делается все более технической. Машина налагает печать своего образа на дух человека, на все стороны его деятельности”, – писал еще в начале XX века великий русский религиозный мыслитель Николай Александрович Бердяев.

К концу ХХ века, в силу бурного технического прогресса и информационной революции, тенденции подрыва духовности человека и общества в целом существенно усилились. В результате технизации общества в духовной жизни людей образуется пустота, наблюдается процесс раскола живой целостности, процесс деформации и порабощения сознания.

Þ “Негативные явления, возникшие в результате столкновения человека с созданной им же технической средой (“искусственной природой”), общеизвестны. Они уже причислены к так называемым болезням ХХ века под такими увлекательными названиями, как, например, tv-глаза (от tv – телевидение), hr-уши (от hard rock – тяжелый рок) или, что ближе к теме, информационный дистресс. Телесные недуги, возникшие в результате перегрузок во время пребывания в виртуальной реальности, – ерунда по сравнению с деформациями сознания, затрагивающими жизненно важные структуры личности...”

В связи с этим уже сейчас можно наблюдать медленное умирание истинно духовного искусства, доминирование в творчестве (практически любого направления) бездуховных элементов. Примеров достаточно: супрареализм и инфрареализм, мистика (фильмы ужаса и т. д.), оккультизм, откровенно извращенная эротика и метафора являются на сегодняшний день наиболее радикальными средствами дегуманизации искусства. Такое положение чревато мрачными последствиями. Высокоэффективные технологии мультимедиа, интерактивное телевидение, информационные компьютерные сети (в частности, Internet) уверенно развиваются и совершенствуются в сторону более близкого, более “тонкого” общения с человеком и обществом, порождая ряд существенных трудноразрешимых проблем физиологического, психологического и духовного характера. Ведь “деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевляется высокой идеей” (Н.Г. Чернышевский).

Влияние информационно-компьютерных технологий на сознание людей становится настолько сильным, что многие аналитики предсказывают то, что выражал в своих трудах Н. Бердяев еще в начале века: “удаление и угашение духа, убыль духа”, тенденцию роста дисгармонии между духовностью и техническим прогрессом. Увеличение дисгармонии внутри диады “человек-техника” приводит общество к скрытым информационным болезням, порождая новые типы зависимостей; речь идет о вредных привычках (пристрастиях), перешедших в стадию хронического технологизма. Это связано с тем, что “если о работе человеческого, живого организма мы более-менее осведомлены, то о законах виртуальной, искусственной сферы бытия знаем пока невообразимо мало”.

Как установлено, почти всегда информационные болезни являются следствием возникновения процессов, сопровождающихся столкновением старых (устоявшихся) стереотипов с новыми (неожиданными) тенденциями. Именно появление новых информационно-компьютерных технологий вызывает существенные сбои (болезнь – это всегда сбой) в привычных способах мышления и поведения человека. При этом, например, сбой в межличностных отношениях (недостатки личности в социальной адаптации) чаще всего компенсируется наличием технических средств (телевизор, компьютер, телефон и др.). Таким образом, общение с реальными людьми заменяется общением с мнимым виртуальным миром (суррогатами). Нарушение эмоционального баланса (потеря эмоционального контакта с окружающими) – с собой или с другими – вызывает ощущение пустоты, стремящейся к непременному заполнению элементами техносферы (суррогатами, создающими иллюзию комфорта). Кстати, из-за “перекоса”, нарушения баланса возникает двойственность – сознания, потребностей и чувств. На почве информационной передозировки рождается неопределенность, неуверенность при принятии решения и т. д. Социологи выявили, что “целый ряд нравственных проблем в ХХ веке связан с таким феноменом техники, как развитие средств массовой коммуникации и его влиянием на человеческую жизнь в целом и нравственную ориентацию в частности. Каковы же теневые стороны этого феномена?”.

Теневые стороны современных технологий

Попытаемся в общих чертах осветить лучом знания и истины то “некоторое”, побочно-отрицательное, что скрыто для несведущего и неискушенного потребителя информационно-компьютерных технологий.

Итак, во-первых, средства массовой коммуникации и информации по своей сути, направленности и способу внушения порождают в человеке трафаретные (как правило, искаженные) реакции и оценки, унифицированные представления, невиданную ранее стандартизацию и нивелировку культуры мышления, что приводит к отупению личностного восприятия, вызывает усталость и безразличие.

Во-вторых, на сегодня количество получаемой человеком информации настолько велико, что он узнает несоизмеримо больше того, что способен пережить на уровне личностного восприятия и ответственности (передозировка информацией). В результате по отношению к большей части информации человек не способен вынести адекватную оценку, объективное и обоснованное суждение. Человек живет в мире знаний, которых мог бы и не знать, суждений и оценок, которых мог бы и не выносить, ибо они не пережиты им, не пропущены через его душу. Таким образом, между полем знания и полем переживания образуется пропасть.

В-третьих, средства передачи и распространения информации, связывая людей на уровне знаний (что, где, когда произошло и т. д.), в определенной степени изолируют на уровне личностного общения с его непосредственной наглядностью, интимностью.

В-четвертых, “современный человек все больше попадает в зависимость от посредников передачи информации – от тех, кто организует, собирает и предоставляет ее. Информация не только всегда определенным образом кодирована, но и организована, отобрана (разделена на существенную и несущественную), подвергнута предварительной оценке (полезная – вредная, дозволенная – запретная). Человеку преподносят сведения как бы “официанты от информации”, но саму “кухню” и предшествующее ей живое событие человек не видит (кто “повар” всего этого – неизвестно, и по какому рецепту приготовлено – также)”.

Из вышеприведенного перечня самое опасное то, что человек попадает в психологическую и духовную зависимости. Таким образом, появляется реальная возможность целенаправленного манипулирования сознанием. Не следует забывать при этом, что духовность большинства идеологов информационно-компьютерных технологий находится на очень низком уровне. Причем реалии жизни таковы:

Þ ”В настоящее время не вызывает сомнений, что использование информационной технологии... приводит к существенным изменениям в психике, преобразует познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения. Не исключено, например, что привычка пользоваться компьютером заставит человека забыть о некоторых своих возможностях, поставив в зависимость от него, приведет к потере интеллектуальной свободы, создаст угрозу атрофии мышления и изоляции человека от окружающего мира”.

Резюмируя, подчеркнем, что в современном мире образовалась парадоксальная ситуация: радио, телевидение, компьютеры, современные “интеллектуальные системы”, “экспертные системы”, призванные гарантировать надежность принятых решений, способствуют уменьшению человеческой активности, стимулируют пассивность, развивают потребительское отношение к знаниям. Возникла новая форма зависимости человека: зависимость от телевизора, от компьютера и от других информационных технологий, которая по некоторым аспектам очень опасна для сознания и духа человека. Телепередачи, кино, компьютеры, видеофильмы... Захватывающий и манящий мир образов и звуков. Вся планета смотрит сегодня на экраны – телевизоров, компьютеров, кинотеатров. Это окно в неисчерпаемый мир информации, звуков и образов, тщательно подобранных (к сожалению, без учета нравственных требований) для наиболее сильного воздействия на зрителя.

“Так будет ли человек, отдан во власть неудержимых сил техники, неизмеримо превосходящих его силы, растерянным и беззащитным?” (Мартин Хайдеггер). По-видимому, уже давно пора обсуждать психологические и духовные особенности срастания человечества с информационными технологиями, с телевидением, с компьютерными сетями...

Итак, после общих замечаний и оценок перейдем к более конкретному освещению “начал и сил”, способных (возможно, уже в недалеком будущем) наделить “образ зверя” (Откр. 13 гл.) свойствами духовного качества, превратив, при этом, человека в безвольное, жалкое, легко подверженное внешнему управлению существо. Некто справедливо заметил, что человек сам выбирает “б