Суицид и отношение к нему в христианстве. 

Дискусси на встрече коллегии 16 ноября 2018

Ведущий: Иван Лещук

 

Я буду выполнять роль человека, который передаст то, что впитал из своего опыта, и мы будем параллельно обсуждать эту очень чувствительную тему, тем более, когда речь идет о церкви, о верующих людях. 

Я не считаю себя экспертом, но какое-то бремя на меня легло уже здесь в Америки. Сначала была детская тюрьма, там суициды. Служение мы провели в Одесской тюрьме и там был человек явно проблемный с психическими расстройствами. Присутствовал епископ по Одесской области, и он властно в харизматическом духе помолился. Этот человек держался в нашей церкви тюремной большой период. Приходил, мы молились, он пел. И был такой какой-то на него резкий поток информации, власти и кажется он уже исцелился от психической болезни, и это было провозглашено для присутствующих. Но когда мы пришли в следующее воскресение, его уже не было в живых. Он закончил жизнь самоубийством. Это было стрессом и вызовом всем нам верующим. Что же это произошло? Почему так произошло? 

Второй случай. Молодой человек из Одесской баптисткой церкви не выдержал, попавши в тюрьму, дитё верующих родителей(ДВР) и тоже закончил жизнь самоубийством. Это была такая часть моей жизни, когда я тоже осмысливал, что происходит? Почему люди, приходящие в церковь, с таким опытом…? Что приводит к таким срывам? Конечно же у каждого из нас есть опыт общения с родственниками. Не знаю, есть ли у вас, но у меня есть. У старшей сестры моего отца погиб внезапно муж. Он был трактористом и его привалило плитой. Через короткое время она начала рассказывать моему отцу, мне, какие навязчивые мысли преследуют ее. Именно после такого стресса, после духовной, психической, психофизиологической перестройки травмы. Что-то произошло, и у нее началось. Это тайны, сокрытые от нас. Хотя с детства она верующая христианка. Естественно, с помощью молитв, веры, церковных табу-запретов, страха, она преодолела мысли и жива до сих пор. 

Другой случай, муж моей старшей сестры. Он из новообращенных, с баптисткой церкви. Они поженились и у него в определенный период начались «маски» депрессии. Блуждающие боли, т.е. кишечник лечили, лежал, не было абсолютно никаких анотонимических, физиологических проблем. Все понимали, что это депрессия, отчаянные обстоятельства и понимали, что он вырос без отца. Отец погиб, когда ему было 10 лет. Тоже интересный момент. И вот можно предположить или одна из версий, что все исторические пути, наследственное, они преследуют человека плюс генетика. Мама его тоже имела такие позывы, мысли, боролась, и ее смерть была очень таинственной. Т.е. я хочу сказать, что эта тема у нас может быть где-то в роду. Может быть не все родственники, но какая-то часть, один, два человека мы можем привести пример и тем более, когда речь идет о церкви, если мы общаемся с людьми, это регулярно. И здесь в Сакраменто уже много случаев, и школьные варианты, и церковные варианты, и хорошие семьи, прекрасные дети, и вдруг… Я по крайне мере знаю больше 10 случаев реальных, здесь в Сакраменто, это, не говоря о попытках, о том, что люди думают и т.д. 

Тема очень актуальная и конечно речь не идет о том, что мы сейчас будем решать с вами в очередной раз этическую проблему это добро, это зло. Всем понятно, что это зло. Всем понятно, что надо это предотвращать, как бы не главный вопрос в принципе. Вопрос спасения. Когда к нам подходят мамы, папы, или братья и сестры, или мальчики и девочки и спрашивают: «А вот мой брат старший, болел шизофренией, закончил жизнь самоубийством. Куда пошла душа?» Естественно тревога. Т.е. это вызывает более серьезный вопрос. Я думаю, что мы все согласимся, с тем, что есть тайны, ведомые одному Богу и вопрос спасения никто не дерзнет сказать, что мы решим его. Бог решит. Когда особенно речь идет о глазах, которые на тебя смотрят, и спрашивают, а вот что с моим ребенком, неужели он будет в аду? Тем не менее ждут ответа. Конечно же мы говорим, есть надежда, Бог сверх милосердный. Всегда есть какой-то шанс. И даже если люди молятся, мы как бы их все равно щадим. Т.е. когда речь идет о конкретной ситуации. Но когда речь идет допустим об Иуде, мы как-то вот Иуда, Иуда, такой образ, вот он пошел и удавился. Хотя контекст говорит о том, что он же сожалел, у него было чувство вины, он понял, что он натворил в конце концов. И это чей-то сын. Если бы эта мама пришла ко мне и спрашивала, где Иуда Искариот? Мы бы тоже по-другому может быть отвечали. Но когда мы с кафедры говорим, или, когда мы «за лесом не видно деревьев», личности, тем более близких людей, мы как бы очень, очень четко говорим: «Нет покаяния, первая заповедь, Бог дал жизнь, ты не имеешь право взять ее, есть промысел Божий». У нас много теологических и правильных установок, совершенно обоснованных. И поэтому естественно это приравнивается к убийству, еще хуже, ты отнимаешь жизнь, травмируешь других людей и т.д. И естественно это грех к смерти. Я хочу это все привести к тому (это из опыта), что тайна спасения конкретно самоубийц – она останется в руках Божьих. Мне кажется, мы не можем и не имеем право однозначно утверждать. С другой стороны, злоречивые царствия Божия не наследуют. Например, злоречивый сын умер. Хороший был, но иногда злоречие проявлялось. Как здесь? Тоже тайна. Кальвинисты, Армениани – все по-своему. Но в общем-то вопрос очень сложный. Все-таки вопрос спасения остается за Богом и не будем пытаться его решить.

Другой вопрос все-таки нужна четкая позиция, категоричность, в противовес либеральным подходам, что право на самоубийство не имеет человек. Поскольку в Европе допустим и в других системах, тренингах, человек имеет право на самоубийство. Я проходил такие тренинги здесь в Америки. И первый пункт анкетирования всех участников – это твое право. Другой вопрос - мы можем тебе помочь, если ты хочешь. Но я думаю, что нет оснований в Священных Писаниях, трудно вывести описания, предписания, какие-то косвенные вещи, что дано такое право и ты можешь это совершать. Т.е. вот такие два пункта изначально. 

           Если посмотреть на реальную ситуацию, то сегодня в Америке в год 32 тысячи самоубийств, это реализованных смертей. В мире в среднем где-то около миллиона. Это то, что зафиксировано. Но есть еще много скрытых, не выявленных суицидов. Можно говорить о миллионе в год очень уверенно. Каждые 16 минут в Америке уходит человек. Средние вот такие цифры, это конечно тревожно. Ситуация усугубляется тем, что это сейчас усиливается в церквах, по крайней мере в Европе, в продвинутых странах. В силу того, что люди ориентируются на все эти вещи и в церквах тоже снята планка страха, табу- запрет, и все - ты в аду. Она (планка) размыта. У людей нет этого ощущения, что это очень, очень страшно. Скажем у православных очень четко. Они говорят, ты переносишь все вещи туда, в вечность. Ты не решаешь эти проблемы: боль, страх, и ты в вечность переходишь. Интересные конечно вещи, но они как бы продвигают вот такую линию. В современном православии – это смертный грех, это тяжкий грех. Молиться, отпевать – это вопрос. Надо принести справку, что есть невменяемость, психическая болезнь генетическая. Если врач дал, тогда мы будем считать, что этот случай исключение. Сейчас такая православная классическая позиция и это все ярко освещается. У них еще есть много таких вещей, связанных с тем, что если женщина или монахиня подвергается насилию и бросается со скалы, или (исторические факты), когда мама говорит дочерям: «Мы лучше утонем, чем подвергнуться насилию язычников», то это они не считают самоубийство. Естественно воспринимается и трактуется это так, как и Анания и Сапфира. Они умерли сами, грех их убил фактически, не Бог. Они не могли этого выдержать.  Так же и эти страдальцы не могут этого выдержать, потому это не обвиняется. 

Проблема. Итак, мы реально видим, что суецидомания становиться проблемой, эпидемией. В церквах мы можем говорить по статистике, что этот уровень повысился. Снизился порог страха, ощущения, что это табу. Понятно, что если говорить с точки зрения этики христианской, то любой поступок считается нравственным моральным, лишь когда он сделан по свободной воле, а не по принуждению, когда у тебя был выбор. Это все-таки сознательный должен быть выбор. Преднамеренное, добровольное лишение жизни себя биологической, отказ от земного бытия и смерть не в свое время, я бы так сказал. В любом случае должна быть установка, что суицид – это смерть не в свое время. «Зачем тебе умирать не в свое время?» это преждевременная смерть. Значит здесь есть уже изначально момент, если с точки зрения Священного Писания смотреть, о недоверии промыслу Божьему, неосознание, что нужно довериться. Легко говорить конечно, но по крайней мере мы учим всегда тому, что в любых обстоятельствах - Господь, контакт с Ним, тем более, когда возникают такие мысли, такие желания, где-то чего-то избежать. Вы должны преодолеть с помощью Господа и пройти путь до конца.

 Отличают очень интересные моменты. Я думаю об этом нужно говорить с молодежью, и это часть, наверное, воспитания характера или духа. Есть поведение, которое, не приводит к немедленной смерти: пьянство, наркотики, допустим. Человек понимает, что они приведут к разрушению печени или мозга. Т.е. в принципе, если это не псевдосуицид, то это саморазрушающее поведение. Есть такая терминология, когда мы разрушаем свой храм: «Кто разрушит храм Божий, того покарает Бот». Очень хорошая тема, когда мы говорим с детьми, с молодежью на уровне воскресных школ, семей. Это приводит, фактически есть какая-то связь с суицидом. Нарушением Божьей заповеди является: распутный образ жизни, наркотики, курение, алкоголь. Борьба с алкоголем - это тоже сейчас одна из проблем. Потому что в принципе считается немножко расслабился человек, но по идее это тоже может привести к состоянию невменяемости, и ты совершишь суицид и скажешь: «А я вот был невменяемый», но проблема не в том, что тебя будет судить кто-то, или Господь Бог скажет: 

- А что ж ты вот?

- А я невменяемый.

- Но почему ты стал невменяемый?

Т.е. вот эта цепочка ведет нас к тому, что если человек родился с синдромом патологии, когда сумеречное помрачение сознания – это один разговор, но когда человек сделал один шаг, второй, третий, и пришел к пропасти самостоятельно, здесь он уже с точки зрения христианской этики будет нести ответственность и отвечать за то, что он сделал этот первый шаг. Сначала курнул, или первый раз напился так, что уже ему было достаточно, и он убил кого-то. И он будет отвечать вот за тот первичный прежде всего грех, который привел к этой цепочке. 

Все эти вещи обсуждаются, и я думаю, что для нас не является какой-то тайной, но тем не менее мы должны эти вещи различать и понимать, что спектр очень широкий. Есть крайние какие-то вещи, когда человек сознательно повесился, а есть вещи, когда идет постепенный процесс и это кстати не менее опасно. Когда человек сознательно понимает «я буду пить», ему надо объяснить, что этим ты рушишь не только свою жизнь, но твоя жена останется вдовой, твои дети сиротами. Показав всю эту цепочку, фактически может это будет радикальное заявление, но ты суицид совершишь в принципе. В конце концов это суицид, только медленный, но ты совершаешь его не мгновенно, а постепенно. Или момент, когда, самоубийство скрытое, когда провоцируют полицейских и так далее. Т.е. фактически мы не знаем мотивов. Мы не можем ничего сказать и это считается человек может пойти на этот шаг. И таких нюансов кстати очень много. 

Причины. Причины, конечно, мы понимаем, как верующие люди, могут быть духовные. Это очень таинственная область. Социальные, психофизиологические. В каждом отдельном случае – это индивидуально. Скажем, экстремальные ситуации, потеря близкого человека, или инвалидство, тяжелая боль, бесперспективность, ослеп человек, или старость. Очень большой процент американцев в старости уходят. Это самый большой, наверное, процент в Америки. Ни подростки, а именно динамика пожилых людей очень яркие графики. Психические расстройства. 

Славик вопрос: То есть пожилые уходят тоже по средству суицида или эвтаназии?

Ответ: Да, суицид. Есть статистика, что среди пожилых людей то же очень много суицида, интересные цифры для Америки.

Если брать подростков от 15 до 24 лет, это третья причина смертности среди подростков. Это условные цифры, но очень большой процент и понятно, что импульсивность, мозг еще не созрел и подростки. Мы их щадим здесь. Иногда это псевдосуицид, они кричат, они показывают, а потом их и нет, не услышали. Это тоже серьезная проблема для церквей, для семей, но это отдельная тема, это не связано сейчас с нашими рассуждениями. 

Итак, о причинах можно говорить много, но кроме серьёзных психических расстройств, возьмите, допустим такой пример, потеря смысла жизни. Виктор Франклин, который написал книгу «Психолог в концлагере» он в своей логотерапии говорит, что все случаи наркомании, коренная причина - потеря смысла жизни. Если знать зачем, то будешь знать, как. Если знаешь зачем ты живешь, ради чего ты живешь. И он говорит о самоубийстве - это так же потеря смысла жизни. Человек не осознает, нет этого внутреннего света или он где-то заглох, уязвленная гордость, потеря чести, желание мести, манипуляция, протест, страх позора, наказание, ложное чувство долга, алкогольное, наркотическое опьянение, несчастная любовь (больше среди подростков), пресыщение жизнью (это то, что говорят свецкие источники), естественно психическое расстройство и мы здесь привносим уже демоническая одержимость. 

Мы не можем исключить здесь варианта, что демоны, бесы – они могут, я не говорю о родовых, наследственных вещах, но они тоже очень сильно работают. Я вот вспоминаю сейчас много случаев, когда эту линию можно проследить. Т.е. причин опять же физиологических, психологических, социальных очень много, но если все это резюмировать, то общей почвой, я думаю об этом нужно говорить, для большинства самоубийц, если мы будем исключать невменяемое состояние, для большинства самоубийств, это и светской статистикой, церковной, является прежде всего духовная незрелость. Уровень духовности, имеется ввиду реальная близость с Господом, то что мы говорим - человек действительно Божий человек, смиренный. Вот страсти как бы доминируют. Неверие, человек приземленный, духовная незрелость, личностный кризис, неверие или непонимания промысла Божия, отсутствия смысла жизни, и не принятия - вот это очень для Америки серьезная проблема. Неспособность принять духовное значение в жизненных страданий и испытаний, т.е. Христа. Сегодня очень модна теория процветания, либерализм.  И вот то, что пожинают протестантские церкви с суицидами, это следствие того, что Христос говорит: «крест взять, вас будут гнать, поносить». 

И возьмите статистику опять же это не мои умозаключения. Бедные страны, там меньше процент суицида, чем в продвинутых странах. Это тоже очень печально и грустно, потому что, когда благополучие и так далее, возникает вакуум, духовная пустота. Эта страшная духовная причина, которая нигде не освещается фактически в светских источниках. Я думаю, что в церквах и в наших семьях на эти все причины, корни, должна работать профилактика. Человек должен быть готов к болям, страданиям. Эти вещи людям надо раскрывать. Иначе, когда возникнет этот эпицентр, горе, зла, не будет этих защитных барьеров, установок - будет проблема. Вот я смотрю на молодую девочку. Она красивая и так далее. У меня табу, я не могу к ней даже питать никакого чувства, как мужчина. Это очень интересные вещи с точки зрения психологии и духовности, потому что у тебя есть табу, то что твоя дочка может быть. Я работаю в школе, в старших классах (high school) преподаю. Откровенно скажу, может мысль возникнуть у мужчины о женщине абстрактная, но к этой категории нет. Я думал почему? Потому что у меня дочки, понимаете. Я смотрю на них, как на дочерей. Я понимаю, что это чья-то дочь. С55 суицидом аналогичные вещи, когда все-таки есть у человека страх. Мы будем дальше говорить об этом, что по статистике в церквах порог ниже намного. Это один из сдерживающих факторов, несмотря на то, что мы можем говорить о благодати, о любви Божией, но чувство страха, оно многих сдержало из опыта даже личных контактов. Поэтому все эти вещи, причины - они лежат в области опять же того, о чем учит Священное Писание - оторванность от Бога. 

Давайте по Библии немного пройдемся. Четыре классических случая.

 Саул. Мы знаем «убей меня» одна версия. Оруженосец отказывается и тогда он бросается. Библия говорит так умер Саул за свое беззаконие. Фактически суицид стал следствием уже отступления от Бога, недоверие Богу, страха и т.д. Тоска смертная. Оруженосец тоже бросается. 

Ахитофел - уязвленная гордость. Его советы воспринимали, как советы Бога. Мы видим здесь пример, что у него не было явных психических или ментальных отклонений, там шизофрения. Ахитофел уходит из жизни.

 Замврий еще у нас есть. Заговорщик, убийца. Замврий после неудавшейся захвата власти, и это то же в политике очень часто совершают, акт самосожжения. Сжег царский дом огнем и погиб за свои грехи.

  Иуда Искариот. Он получил жребий служения, но стал сыном погибели. Вошел же сатана в Иуду. Мы видим, что здесь классический случай самоубийства. Я думаю, что, если бы к нам пришла мать Иуды или сестра, то у нас был бы разговор немного другой, чем сейчас. Не такой категоричный. Мы бы пощадили его. Сказали бы: «Но все-таки со Христом ходил он как-то, все-таки может быть Господь его помилует?» Понимаете, т.е. в церкви в миру Иуда очень, очень, очень, очень страшный образ. Но в реальной ситуации он обычный человек. Я думаю, что мы бы его тоже пощадили, как щадят наркоманов, которых хоронят в церкви и провожают все-таки куда-то… Показывают, вот в детстве он улыбался все-таки, цветочек дарил маме. Просто болезнь. Т.е. у нас сейчас как-то происходит, как и с этими, я пытаюсь показать вот эту сложность коммуникации на личном уровне. Вот погибли люди, пожар. С одной стороны, мы понимаем грядут бедствия Божии. Господь говорит поражу тебя почешуем, оцепенением сердца, сойдешь с ума от того, что будут видеть твои глаза. Сейчас вот эти образы ветхозаветные этики, они как бы так даже нового завета, мы как бы щадим, жалеем. У нас теория всеобщего спасение в этом плане. Мы хотим всех спасти. Я уже про злоречивых молчу, обманщиков. Я думаю, что в контексте личной беседы нельзя так говорить. Я думаю, что проповеди должны звучать и учение должно быть очень евангельским. Мы должны понимать, что Бог не просто любовь. Он огонь поедающий. Мне говорят, мы должны бояться Бога, потому что мы Его сильно любим. Вот эта мысль испортила многих христиан, погубила. Я считаю, что человек должен иметь страх перед Богом, как Всемогущим Творцом, Судьей, Властелином. Нельзя путать нежный образ женщины, которую мы любим и образ Божий. Это все-таки другие немножко категории. 

И вот эта теология, хижина, скажем, Поло Янга, она фактически тоже затуманила мозги целому поколению. Когда спасаются маньяки, когда они там обнимаются, такая сказка красивая либеральная. Тебя цепляет за боль. Ребенка там…, и ты идешь по лабиринтам хижины. В конце концов никаких правил, ничего. Дух Святой такая вот какая-то абстрактная женщина, азиатка в полупрозрачном платье. Папа, папа, папочка и как бы вроде бы хорошо, на уровне детского сада. А на уровне, когда мы встречаемся с реальными проблемами, люди Бога воспринимают очень добрым дядей. Реально Бог – Он Бог. Понятие Бога, наказание, оно и здесь реально фигурирует в этих картинах. Мы можем жалеть Иуду Искариота, мы можем жалеть Замврия, мы можем пожалеть и Саула в принципе. Но это не значит, что их участь будет такой, какой мы себе представляем. Т.е. это один момент. Мы видим все –таки, что все случаи самоубийства в Библии негативные, отрицательные. Особенно, когда речь идет о людях вменяемых. 

С другой стороны, другая часть, которую нужно раскрывать. Много праведников, которые преодолели огненное крещение, страдания и не желали жить. «В пример злострадания и долготерпения возьмите пророков»- Иаков говорит. Моисей говорил: «Лучше умертви меня, чтобы мне не видеть бедствия моего народа».  Он честно говорил, искренно, но не переступал эту грань. Иона просил себе смерти: «Лучше мне умереть, нежели жить». «Господи возьми душу мою» - Илья говорил. Смертельная таска, просил себе смерти. Вы слышали о терпении Иова. Жена говорит: «Похули Бога и умри». Т.е. мы видим примеры людей, которые имели глубокую веру, и я думаю, у них все-таки было табу. Понимание, что есть жизнь и до конца, и это особое состояние. Это те ориентиры, на которые нужно ориентировать страдающих людей в любом положении находящихся вдов, вдовцов, детей, переживающих, режущих вены. Все-таки нужно ко Христу, к Богу приводить и раскрывать эту картину, что ты не перенесешь эти вещи туда с собой. Жизнь не заканчивается здесь земным бытием. 

Мы читаем о Христе: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, и отведав не хотел пить». Есть такие мнения, что этот напиток помрачал рассудок, притуплял боль. Т.е. Он переносил боль сознательно, когда умирал за наши грехи. Не хотел даже облегчить эту боль «, впрочем, не как Я хочу, но как Ты, и не Моя воля, но Твоя да будет». Т.е. все эти образы праведников, людей богобоязненных, водимых, показывают, что в моменты смертельной тоски, переживаний для Иова бессмысленно жизнь и не о какой эвтаназии он не говорит, даже противится этому. Разве я должен…, я приму это. И мы видим много примеров в христианской жизни. Я знаю, когда парализованная была женщина и за ней ухаживали родственники больше 10 лет. Она цитировала стихи, пела псалмы. Т.е. ее жизнь не имела смысла по-человечески, но ни она, абсолютно никто другой не поднимал вопрос., молились только о том, чтобы Бог перевел ее. Это интересный христианский подход, чтобы Бог решил вопрос. Не я, а Бог решил вопрос. Эта главная установка всегда. Она идет из первой заповеди, из других контекстов: «Ты дал жизнь», «Бог дал, Бог взял» - все эти места вы знаете, не буду их цитировать, но контраст, если брать даже Дивида, что он, эвтаназия, все-таки это был путь, результат злых действий, результат отступления от Бога и как поражение это шло. Т.е. это нельзя никак оправдать и нельзя сказать, что это было нормой. Как Бог решит с ними вопрос, мы не знаем. Тоже интересный момент. Взять Самсона. Некоторые говорят, что он самоубийца. Если мы анализируем контекст, есть более взвешенные места. Он не самоубийца, он взмолился к Богу, он понимал, что у него есть призвание, он избран Богом, он нарушил много вещей, но вдруг пришло прозрение, когда ослеп, без глаз. Самсон говорил дай мне Господи эту силу. Он фактически с точки зрения ветхозаветной этики, отомстил, поразил народ, который должен был быть поражен. Т.е. Самсона мы не можем, на мой взгляд, и по мнению многих исследователей отнести к самоубийце. Это скорее всего уже искупление вины, самопожертвование. Этот случай мы поэтому даже исключаем из нашего анализа. 

В свете Библейского откровения, мысли о суициде укореняются в сердце не бодрствующего, слабого человека. Мы не будем винить его, что он слабый, но в реальной ситуации мы все-таки можем быть слабыми, ослабевшими, и инициируется дьяволом. Т.е. я думаю, что это мысль должна звучать. Я не думаю, что Бог эти мысли инициирует, посылает. Поэтому, когда читаешь Священное Писание, видишь из сердца исходят. «Отойди от меня сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, а что человеческое». Петр говорит: «Да не будет этого с тобою». Христос говорит: «Я пойду на смерть, принесу себя в жертву». Есть вещи, когда мы допускаем сатане вложить в сердце наше мысль. Это тоже одна из установок, мы должны говорить детям нашим, что есть мысли, которые приходят не от Бога. Они должны быть изгнаны.

 Приведу один случай. Пастырь из Сакраменто. На их дом было совершено нападение. Христианская семья, ДВР во многих поколениях, прекрасный муж, честный, искрений. Знаю его лично больше 12 лет. Жену и деток знаю очень хорошо. Нигде нет какой-то наследственности, то что я вижу по крайней мере. Нападение на дом со стороны заднего двора (back yard). Темная ночь, представьте себе. Стучит женщина в капюшоне, в черном таком наряде. Жена в оцепенении, он в оцепенении. В общем звонить, не звонить в полицию. Эта страшная гостья побежала на передний двор (front), сорвала какой-то фонарь, начала бить его, и он понимает, что сейчас она ворвется. Он вылетает, чтобы защитить семью, а там женщина чернокожая, и она испугалась, он ей тоже сказал что-то строгое по-мужски, не совсем по- евангельски, как-то резко в такой ситуации. Позвонил в полицию. Полгода они потом не спали. Хроническая бессонница. Это страшная вещь. Понимаю что я сумбурно все рассказал, но суть какая? Такая травма, что он начал думать о самоубийстве. Пришли мысли о том, какой смысл жить? Откуда они пришли эти мысли? И он начал молиться, он верующий человек, он понимает, что это страшная вещь. Они вышли с женой из этого состояния с Божьей помощью. Молитвы, молитвы, понятно, что травма была, но исцеление произошло и этой травмы нет сейчас. Т.е. это свидетельство реальное, что был приступ и можно было сделать этот шаг. Почему он сделал? Все-таки была у него база. А если бы на его месте оказался более слабый человек? Который сел на трак, уехал, приехал… свой проблемы и мысли начал вы лечить алкоголем или телевизором убегая от реальности. Знаю другой случай как один мужчина спился сейчас. Раньше в кругах, где такой круг мужчин собирались, он хвалился какая у него сексапильная, сексуальная жена. А потом и сын на наркотиках, он спился, и с женой проблемы, дочь оставила своего мужа. Это как мы говорим «бардак» или какая-то страшная вещь. Реальная ситуация, что, когда духовные основы рушатся, там уже потом даже не в суициде дело. А все вот это начинает прорастать. Поэтому это очень важные вещи, когда мы говорим о том, что в свете Библейское откровение эти мысли от дьявола, они должны звучать. Я думаю, мы в церквах можем об этом говорить. Что это не от Бога мысли. Это мысли от дьявола. Он пришел украсть, убить и погубить и все и точка. При этом естественно это звучит в контексте не конкретного случая, который произошел на прошлой недели в церкви и мы вышли на кафедру и начали бичевать вот эту маму или папу. Это в контексте какой-то системы. Т.е. вот это богословское образование, что люди знают, что это не от Господа мысли. Я должен знать, что я сейчас обозлился на жену, если мозги работают, то Господи усмири меня, успокой меня. Помолись за ребенка, что ты на него обозлился. Все эти вещи, когда они есть, они потом всплывают моментом. Но если их нет, тогда нечего выбрать с базы данных у человека. И поэтому мужчины и женщины могут легко идти на этот шаг. Т.е. я думаю, нужно совершать такую профилактику, что это смертельное искушение, это соблазн от лукавого, это зло, однозначно зло, никаких извинений. Если дать какое-то извинение, то мы сразу рушим всю систему понятия свет и тьма. Причины могут быть разные. Мотивы могут быть разными, но мы всегда даем надежду, и Бог решит. Но то, что суицид – это зло, то что это тьма и то, что нужно об этом говорить – это однозначно. Любому человеку нужно изначально знать, он должен иметь эти четкие установки, тогда я сто процентов уверен, что будет минимизация, будет борьба, будет разговор, какая-то исповедь будет. И это есть, люди приходят, и говорят о том, что такие мысли, и я боюсь. И они живут эти многие люди до сих пор. Но те, у которых нет этих установок, я опять же сейчас не говорю о невменяемых людях, я их исключаю пока из разговора, я говорю о людях, которые способны анализировать, мыслить и бороться. Ту борьбу нужно вести до конца. Но не всегда человек даже сознательный и борющийся может преодолеть это. Тоже интересный момент в случае с сыном Рика Уорена, мы поговорим, который в 27 лет ушел. Но это немножко дальше. Итак, вот такие установки. Думаю, никаких не должно быть у нас здесь разногласий. Мы грешим не только против себя, убивая себя, но подвергаем страданиям, мучениям своих родных и близких. 

Следующий пункт – традиционное определение суицида, как сознательного самоуничтожения по свободной воле усложняет включение в это понятие не осознающих потенциальную летальность своих действий. И здесь мы можем говорить о так называемых состояниях сумеречного помрачения сознания, дезинтеграция сознания при психических расстройствах. Когда (consequences) логика отключается, человек попадает в этот эпицентр. Опять же эти мысли приходят и понятно откуда, но все-таки нельзя здесь говорить о том, что это был его выбор. Это было совершено в состоянии аффекта или мы возьмем младенческий возраст, когда причина следственной связи практически очень слабо выражен, до пяти лет, это редкий случай, мы не можем говорить, что этот ребенок, это дите, оно совершило такой сознательный осознанный акт самоубийства. Люди, страдающие шизофренией, которые слышат голоса, это очень печальное состояние. Серьезные формы биполярных, тревожных расстройств. Мы подключаем здесь демоническую зависимость, одержимость, когда человек вешается, ему кажется, что он совершает совершенно другое действие, у него абсолютное расслоение между тем, что в реальности и тем, что он видит. Они подталкивают больного к самоубийству. «Многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его». Т.е. это тоже реальность духовного мира. Такие случаи тоже существуют, когда мы не можем различить. Многие известные православные, священники, психологи, они говорят, что очень тонкая грань, сложная грань. Есть одержимость, а бывает расстройство психическое. Нужно очень много мудрости, молитв, бесед, исследований, получить от Бога реальные откровения, понимания, где вот эта грань. А бывают они вместе очень тесно идут, потому что унылый дух сушит кости.  Никуда от этого не денешься. И высушивают эти кости. И поэтому очень сложно все это интерпретировать, но тем не менее в ситуации, когда человек убивает себя, в состоянии крайнего аффекта невменяемости, можно, это мнение некоторых душепопечителей, отнести к псевдосуицидам или смертям невольным, несчастным случаям, совершенным по неведению. Как это интерпретировать? Один Бог знает. Но это смягчает. Когда мы реально знаем случаи подростков, особенно подростковые самоубийства, здесь нужна нам большая аккуратность, а вот все-таки не зрелость, мозг не сформировался, импульсивность, по глупости они многие вещи делают и конечно вопрос спасения здесь мы не должны завязывать на акт самоубийства, потому что если Бог нас будет судить за грех, который мы сделали в последнюю секунду только, ну вы понимаете, что это крайний арменианизм или как его назвать, не знаю, мы тоже не можем на этом остановиться, вы все-таки должны понимать, что Бог судья праведный, Он разберется. Но какие-то мечи щадящие здесь возникают с детьми, подростками и прочими вещами, и особенно с людьми, которые имеют серьезные психические расстройства. Потому что даже в Ветхом завете оговорены случаи непреднамеренного, неумышленного убийства. Христос говорит: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха». Интересное выражение, очень контрастное. Т.е. слепота является преимуществом. Ты больше знаешь, тебе больше дано, с тебя больше спроситься. А если ребеночек родился уже с психическими расстройствами, если ребеночек родился от родителей, которые были на наркотиках? Вчера мы имели встречу с психологом, и он реальные случаи рассказывал, что девочка в пять лет раздевается, она хочет бегать голенькой. У нее обостренная чувствительность. Т.е. эффекты наркотические действуют, и естественно потом режут себе вены и бросаются куда-то или мальчик хочет вешаться в 9 лет. Редкие случаи, но они бывают. Т.е. вот эта незрелость, слепота или неопытность, она все-таки щадящая. Мы, когда говорим о таких не зрелых, не сформировавшихся человечках с родителями, я думаю, что у нас должен быть такой щадящий режим, какую-то мы все-таки должны давать им надежду на милосердие Божие. Не оправдывая, естественно, это зло, это горе. Они сами знают, что это горе и мамы, и папы. Это же несчастье, что мой сын — вот так… Это горе, это беда, но с другой стороны, я думаю душепопечитель должен обладать какими-то знаниями, чтобы в разговоре просто помочь, облегчить боль и дать надежду, не оправдывая самоубийство ни в коем случае. Т.е. вот эти евангельские намеки «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста», т.е. я думаю, что прежде всего, (и мой отец всегда так делал), чтобы ни было, молитва никогда не бывает вредной, когда человек к Богу идет прежде чем к врачу. Если такие мысли возникают, то молитва, отвержение, борьба с этими мыслями, какие-то другие вливания, инъекции духовные, и это приоритет номер один. 

Сокрытое принадлежит Господу Богу. Поэтому во всех случаях самоубийств, я мотивов не знаю, что происходило даже в последнюю секунду до этого самоубийства. Он крикнул, уже повесился, умирал, а потом крикнул: «Господи, прости». Может такое быть? Я не исключаю. Но может быть и другая совершенно ситуация. Мы думали он праведный, честный, истинный, а он жену дома бил, допустим, и детей насиловал, и он был пастором церкви. Может такое быть? Может. И мы его похороним, отправим в рай, поскольку это не вскрыто. Т.е. это совсем не наша функция. Все эти вещи мы осознаем. Но даже сознательные суициды, невольные суициды от гордости, я себе за правило взял, размышляя над этим вопросом, что один Бог в совершенстве знает тайные, сердечные мотивы, намерения, помышления, планы всех погибших в момент их смерти. И потому лишь Он обладает абсолютным правом решать вопрос их вечной участи. «Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить». Т.е. мы знаем, что всякий грех есть зло. Сделанный грех рождает смерть и эти вещи мы освещаем, но, когда меня спрашивают о спасении, я очень скромно, без страха говорю: «Я не знаю, Господь решает, у Него больше милости, чем у нас. Мы не знаем всего. Мы знаем, что это плохо и вы знаете, что это плохо». В любом случае не брать на себя роль в конкретных случаях такого судьи и лишать надежды. 

Страдающие психофизиологически или духовно люди, а также люди, находящиеся в состоянии эндогенно. Есть эндогенная депрессия, которой страдал Гоголь, его неправильно лечили, в общем мучали просто и добили Гоголя. Т.е. это была от природы, от существа телесная депрессия. Сейчас уже можно сезонные, биохимические процессы, тип личности конституции отслеживать. Но тогда были духовные перекосы, изгоняли, усугубляли чувство вины, и он в мучениях и умер. Т.е. у нас в церкви тоже есть большой перекос, когда мы не понимаем этих состояний до конца. Состояние экзогенной интоксикации, абстиненции, как люди, которые другими серьезными страдают психическими расстройствами. Конечно, их нельзя оставлять в одиночестве. Они нуждаются в помощи, душепопечении, лечении, но не во всех случаях мы можем им помочь, излечить. Поэтому здесь должен быть момент у нас, что есть категория людей, которые не до конца осознают или могут отвечать, или сдерживать себя без Божьего исцеления, без помощи. Поэтому, когда они совершают этот акт, я тоже думаю мы должны проявлять большую аккуратность и щадить. Естественно, мы взрослые люди понимаем, что, если летчик летит над Сакраменто, над Брайтом, и понимает, что погибнет, если он пролетит. Т.е. если он жертвует собой во имя спасения жизни других людей, и отводит самолет от города, от церкви, то это понятно, что не самоубийство. Я думаю, что здесь не нужно останавливаться. Скорее всего он положил душу свою за друзей своих. 

Очень интересный случай классический. Я думаю на эту тему можно говорить проповеди, как профилактика суицида – темничный страж. Т.е. было это в культуре их, в менталитете, когда он увидел, что узники убежали, то он извлек меч и хотел умертвить себя. Например, в Японии если что-то случилось в школе, директор пошел и харакири себе сделал. Честь. Какая-то есть ментальность. Мы понимаем, что это не евангельский подход и абсолютно не связан он с верой в Бога. Но вот здесь интересно в контексте, если мы вникнем, смотрите Павел говорит ему: «Не делай себе никакого зла» т.е. не убивай себя. И дальше: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой». Т.е. импульсивное желание подростка или война. Павел остановил самоубийство фактически. Когда мы говорим о нас, то я думаю, что мы тоже можем многие вещи остановить, если видим красные флажки и в церквах, и с детьми нашими. И вот эта тема должна обсуждаться. Я думаю в контексте суицида можно говорить, что это есть зло. Ребенок должен понимать, как реагировать, когда даже если насмешки, унижения (bulling) в школе. Оскорбили девочку, где-то сфотографировали в туалете, выставили. Это страшно, особенно чувствительные есть типы личности. Они не выдерживают и заканчивают жизнь самоубийством. Но видимо семья и родители, зная такого ребенка, должны работать над тем, чтобы поднять (self-esteem) самооценку, что не иди на этот шаг. Подросток слабенький, внутренне не устойчивый и постоянные (bulling) унижения. Много таких случаев. Но тем не менее значит школа, семья, церковь тоже где-то не дала этой базы, этому конкретному ребенку, а дети ведь очень разные и люди в церкви разные. Поэтому я здесь вижу, в этом контексте много моментов, что можно остановить большое количество самоубийств, обративши свой взор. Есть такая организация, под называнием Point Brake, скрытые христиане, но терминологию используют свецкую. Они в наших школах проводили занятия (workshop). В школе примерно 500 человек. Целый день они ведут с ними беседу. Стараются залезть в душу и помочь ребятам. Их учат таким технологиям, что расскажи, поделись, выплачься. 30- 40% выходят детей, которые думали о суициде. Я знаю явные случаи, когда дети думали о том, чтобы закончить жизнь самоубийством. Это наши дети, это верующие дети примерно 95 %. Т.е. посмотрите какая ситуация. Она может быть и в наших церквах. Хорошо, когда их научили, что я наблюдаю за тобой, моя рука у тебя на спине, я помогу тебя. Т.е. это нюансы, не связанные непосредственно с ответом на наш вопрос, просто, как разговор о том, что все-таки есть какой-то шанс предотвратить это. Интересный момент — вот здесь в заключении.  Препятствием, я не говорю здесь о молитве сейчас, а об обычных вещах, чисто психологически. Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальный фактор личности. Какие же? Т.е. человек понимает он научен с детства, со школы, с воскресной школы или с церкви, что ты обесцениваешь, ты унижаешь личность. У него установки в менталитете, в разуме, пропитано это. Постоянно, что жизнь…, все категории, о которых мы говорим. У него есть такая установка. Это один из сдерживающих факторов. Т.е. формируется так называемый антисуицидальный барьер. У некоторых людей эти барьеры есть или табу, или страхи или запрет. У некоторых людей этих барьеров нет. Поэтому если бросаются где-то в Силиконовой долине старшеклассники (High school) на (freeway) трассу, дети богатых родителей, то у них нет этих барьеров. Нет понимания ясного вечности и т.д. Вот эти размытые категории приводят к тому, что в момент он легко бросается под машину или с моста кидается. Я имею в виду не о серьезных патологиях, а о ребятах, которые мыслят, чувствуют, планируют сознательно идут к этому. Т.е. на поводу у дьявола, на поводу у этих мыслей, не имея этих барьеров, не имея четких границ, которые имеют многие люди, все-таки находящиеся в церкви. 

Осознание бессмысленности, боязнь причинить душевную боль родным и близким. Я знаю таких людей, которые не пошли на суицид, потому что «я любил слишком свою жену» - один говорил. Поэтому нельзя воспевать и оправдывать…

  Один из американских пасторов закончил жизнь самоубийством. Естественно он страдал, но осталась красивая жена, детки. И вот здесь возникает тоже вопрос на сколько сдерживающим фактором все-таки является любовь и жалость, даже жалость к другому. Я думаю у многих людей антисуицидальный барьер очень сильно сниженный. Я знаю одну женщину. Она оставила детей, пошла за какого-то американца, как говорят «ни стыда, ни совести». Понятно, что какие-то проблемы были, то ли в интиме, то ли муж, как тряпка. Но пошла она за какого-то, он ее бросил… Понимаете, о чем идет речь? Трезвомыслящий человек, верующий человек. По-видимому, тоже возникает такая мысль, что нет этих барьеров, чувство стыда – первый признак слабоумия, чувство какой- то ответственности, т.е. всех этих вещей, которые могут быть антиразводными в каком-то смысле. Т.е. они отсутствуют, значит они не были сформированы, поэтому человек идет легко порой и на суицид, поскольку нет этих барьеров, нет этих установок, нет этой силы внутренней в конце концов, о которой мы говорим Божьей, которая может сдержать его.

Ответ со стороны: Пастырь из Лоз Анжелеса, о котором вы говорили, который покончил жизнь самоубийством, за неделю до смерти проповедовал о суициде и говорил, чтобы этого не делать. Это был шок для всех, хотя он молодой, хорошо говорил проповеди, влиятельный был.

Люди влиятельные не всем раскрываются. Есть очень много, как Достоевский писал: «Записки из-подполья. Есть вещи, которые мы говорим друзьям своим, близким, жене, есть вещи, которые мы говорим только Богу, а есть вещи, которые себе боимся, признаться». Это как раскрытое подполье души и многие люди в наших церквах в этом подполье живут, когда мы исповеди принимаем, мы видим реальную картину. И пастора такие же люди в принципе. 

В общем эта пропасть между полем знания и учением – это одна категория, а между реальным состоянием души – это другая категория, потому что хорошо, что, если жена такая, что она может увидела проблему, подтянуть и сказать: «слушай, остановись вовремя». А если жена такая, что он уже давно пошел, пошел своей жизнью, а она… и между ними пропасть, и в церкви на уровне ума, интеллекта, а внутри пустота, внутри (burnout) износился, то это очень все не просто. Но все-таки в целом «Спасай взятых на смерть и неужели откажешься от обреченных на убиение?». Т.е. усиленная молитва, пост, создание атмосферы благодати, принятие в семье, в церкви- оно все работает на профилактику. 

И теперь самое, самое не приятное я бы сказал, перед тем, как мы перейдем к дискуссии, то что до конца трудно вместить. Mладший сын пастора Рика Уорена покончил собой 27 лет. Я просто high light такой сделал. Вот картина обычная, люди известные, верующие, христиане, это могут быть и люди с нашей церкви, стоять возле дома и плакать и рыдать. Но вот интересно: «Почти с самого его рождения (пишет пастырь) я боялся, что этот день рано или поздно наступит. Я молился, чтобы он никогда не наступил (т.е. ребенок родился изначально с психическими расстройствами). Страдал от пограничного расстройства личности глубоких депрессий, холодный медицинский язык объяснит вам, что пограничные расстройства личности характеризуются импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью, сильным уровнем десоциализации. У Мэтти была любящая семья, несмотря на самую лучшую медицинскую помощь, (вот здесь момент не совсем приятный, иногда мы думаем, что мы верующие против медицины, психиатрии, поэтому и церковь критикует. Но вот вам реальная ситуация. У них было все: самое лучшая медицинская помощь, психиатр, психологи) заболевание никогда не удавалось полностью взять под контроль. У него были все возможности для получения помощи психиатров, однако это не спасло его (т.е. это в интервью СНН он сказал). Несмотря на самую лучшую медицинскую помощь, (это из другого интервью) лекарства, консультантов и молитвы за исцеление, пытки психической болезни никогда не утихали (т.е. они же видели это в семье). Мэтью сам принял решение. Это был его собственный выбор». Как бы пастырь достаточно известный и понятно, что достаточно образованный и опытный. Началось целое движение у них Состояние Психического Здоровья (Mental Health Awareness), они просвещают. Очень стимулировало церковь работать в этом направлении. Но тем не менее, когда мы посмотрим на лицо, мы можем увидеть, что оно немножко необычное. Видно, что человек все-таки имеет симптоматику внутренних психических проблем. Это не ярко выражено, но она есть. Он посещал церковь, его все знают. Скажем так, это один из случаев, когда логика не работает, когда была любовь, когда его понимали и пытались понять, с детства знали проблему, это не то что вдруг подростком стал, курнул или что-то посмотрел и запрятался и папа с мамой пропустили. Душевное отупение настало, и они не заметили, что ребенок давно уже оторвался от них. А это случай, когда вроде бы все пристально, и были финансы естественно, доктора были самые известные. Посмотрите, проблема не решилась. Это говорит нам о том, что есть вещи, которые тоже нам придется принять пасторам, душепопечителям и мы не сможем помочь. Это страшно озвучить, если не будет чудо исцеления. Но исцеления тоже не было, и он ушел в 27 лет. Ему как пастору придется с этим жить. И может быть ему проще, у него свое представление и понимание, поскольку он знает своего сына, и он пытается с точки зрения своих представлений о Боге, категорий, которые он впитал. Вот предстанет он на суд Божий, будет по-человечески сидеть и как Господь ему скажет ну давай будешь в аду вечно, ты так намучился, да родился таким. Понимаете, мою логику? Т.е. в этом плане сразу же наступает момент такого смирения перед какими-то тайнами в таких исключительных случаях, но с другой стороны возникает категория, сразу всплывает Ахитофел. Уже и так оторвавшийся от Бога, погибший, гордец и т.д. То здесь как бы меньше вопросов. Но с другой стороны есть скрытые суициды, когда не явно мы знаем, что из-за гордости, а именно из-за гордости. И можем ли мы отвечать в конкретных случаях на вопрос спасется ли мой сын женщине? Мы должны говорить Господь знает, Господь усмотрит. 

Т.е. вот так вот мы прошлись по этой теме не простой как было сказано сегодня в начале. 

Давайте сейчас поднимем может какие-то вопросы и совместно будем делиться, обсуждать, аргументы за, против. Или какие-то нарабатывать тенденции, которые помогли бы нам правильно эту тему представлять на разных уровнях и все-таки на уровне душе попечительство давать советы тем, кого мы наставляем, что бы они правильно подходили к жертвам суицида: родителям, братьям, сестрам. Снимать эту тревогу, давать надежду, и с другой стороны говорить правду, не лгать, не вселять иллюзию. Потому что проще всего вселить иллюзию, как я по молодости. Женщина молилась за своих умерших детей, и я так за проповедовался, что она в состоянии депрессии была, что не спасутся, если покаялся, то в рай пойдет, если нет, то все уже ад. И мне пришлось с ней беседовать. Я другую сторону, как бы занял, слабохарактерность проявил, что молитесь за нее, по православному прям. И в принципе Господь может там и решит их помиловать, я не знаю, может и так?

Есть интересные брошюрки, в Сакраменто округ выпускает, называется Spiritual wellness (Духовное здоровье). Т.е. на уровне государства они стараются, понимая, что они не могут решить проблему. Они естественно о духовности говорят, это может быть и атеизм. Но тем не менее, хорошо, что они исключают нас, т.е. они стараются привлекать церкви, священников в плане профилактики суицида, духовного развития. Т.е. есть ценности какие-то духовные, это все абстрактно у них, но очень интересно. Для меня это как-то ободряюще, потому что легче и в школе, и в других структурах говорить о Боге, о роли церкви, говорить о священнике в целом или о пастыре, который может помочь, помолиться, в принципе об этом можно открыто говорить сейчас уже основываясь на государственных тенденциях. 

Вопрос: Такая ситуация допустим. Рискованные действия, которые явно 90-99% могут привести к смерти. Как это рассматривается? Например, большая скорость на трассе.

Ответ: Один мой друг пастырь, он уже умер, ему предложили на вертолете на Аляске полетать. Он говорит: «Нет. Я вот погибну, приду пред Господом» а, Он скажет: «Откуда раб мой так не вовремя?». Все-таки понимает, что придет к Господу. Смерть не в свое время все-таки. Обычно во многих этических программах это относят к категории саморазружающего поведения. Его не классифицируют, естественно, как суицид, но если ты знаешь, что нарушаешь сознательно правила дорожного движения, то в принципе это можно отнести к категории греха. Поведение обычно не приводящие к немедленной смерти, но являющейся опасным или сокращающее жизнь, пьянство, наркотики, курение, кстати отказ от медицинской помощи, при серьезных заболеваниях. Тоже интересный момент, хотя мы не относим это к суициду, но возникает тоже вопрос: «Нужно ли или лучше отказаться и перейти к Господу?». Я думаю, что если человек отказался от медицины, и естественно умирает, то это не суицид, это не грех. Он принял такое решение, но с другой стороны может возникнуть вопрос: «Тебе могли помочь продлить жить» и это функция врача. Это просто свобода воли человека, я думаю, и тоже Господь будет учитывать его мотивацию его состояние. Если человек искренний понимает, что у него уже последняя стадия рака, операция не поможет и больной говорит: «Я к Господу». Я знаю таких людей. Это нормальное состояние, готовность, естественный процесс. Раньше врачей вообще не было.  Искусственное продление — это все-таки тоже что-то уже человеческое. Ну эти вещи тоже надо обсуждать и люди спрашивают иногда, люди бояться. 

Ответ: Мы в законе имеем, например, как поставить лестницу, чтобы подниматься. На плоских крышах перила, чтобы бы не упасть и не убиться.  Это техника безопасности. Я говорю, если бы тогда были машины, то мы бы имели и правила дорожного движения.

Ответ: Родившиеся в Совецком союзе помнят лозунги, что у нас «проституции нет», а она была, «наркоманов нет», они были, в церквах говорили «у нас разводов нет», но если у нас и был маленький процент разводов, то жизни не было порой, просто жили под одной крышей и терпели друг друга. Если бы не было прививки, что это плохо и Бог не благословляет разводы, мы не знаем, сколько бы этих разводов было. Сегодня ситуация с суицидом, как было сказано, целая эпидемия. Особенно статистика неверующих подростков России, Украины, Америки, сколько там моментов, связанных с интернет зависимостью, в плане с кем-то общаются, какие-то в голову вкладывают идеи. Подростки целыми группами уходят из жизни. Кто-то выбросился из окна, а кто-то ..., голубой кит. Это проблема очень серьезная сегодня и буквально на пасторской молитве утром представляли подростковую конференцию «Не трать свою жизнь напрасно». Ведущий сделал опрос среди молодежи и результат был плачевным. Это мысль постоянно витает среди детей. И в наших церквах это очень серьезная проблема, и о ней нужно сегодня говорить. Действительно мы живем в благополучной стране, казалось бы, но это и есть проблема, что пресыщенность определенная. Не купили мне мобильный телефон, такой как у моего друга, и все обида на родителей, я пошел там себе что-то сделал или на зло родителям, или еще что-то. Действительно, нужно заниматься профилактикой вот этих проблем и нужно с родителями прежде всего говорить, чтобы они проводили работу с детьми, потому что тенденция ужасающая и она сегодня приходит к нам. Потому что наши дети больше находятся в школе, в компаниях друзей, очень мало в доме, а еще меньше в церквах. Поэтому полагаться, что церковь решит проблему? Не решит. Но если родители не поучаствуют в жизни своих детей именно обезопасят их, действительно покажут на проблематику, то это будет большая проблема в будущем. Я читал несколько таких комментариев, статей, и тоже самое об этом пишет в своей книге Чарлз Стенли. У него есть статья о самоубийстве, и примерно весь смысл в этом направлении и идет. Он тоже описывает многие вещи, которые надо останавливать, обезопасить в чем-то, но последнее, что он говорит, я не считаю это либеральными мыслями, но он говорит о том, что Бог прощает. Бог прощает людей, которые подвергаются атаками извне. Он приводит примеры психических расстройств, или какая-то внешняя оккультная обременённость извне. Мы вспоминали сегодня православие, священников, так вот тоже некоторые из них говорят, что, если есть оккультная обремененность, это не самоубийство, а доведение до самоубийства. То ли это люди поучаствовали, не по свободной воли, то ли это потусторонние силы атаковали человека. И они уже классифицируют это не самоубийство, а доведение до самоубийства. Это либо люди, которые унижают человека и прочее, или духовные силы, которые ведут человека к этим вещам. Поэтому действительно, хочу сказать, что мы не в праве судить кто куда пойдет. Бог судья всему этому и, наверное, нужно разграничить, мы до конца не знаем мотивов людей, которые кончают жизнь самоубийством, и хорошо, что мы не знаем, наверное, потому мы не можем и судить. Бог все знает. Он объективно знает ситуацию почему человек на этот шаг пошел. Это плохо, однозначно плохо. Это страдают все вокруг. Мы даже сегодня этот вопрос обсуждаем. Поэтому я считаю нам нужно, наверное, больше об этом начать говорить. Откуда это, что у подростков такие мысли? Что это такое, что происходит в наше время? Это просто потусторонние силы настолько ополчились. Понимаю, что это все неспроста. Да, понимаю психологическое расстройство, но то что демоны действуют – это однозначно. И как бы мы не отметали ту сторону, вошел сатана в Иуду, и мы видим результат. Т.е. либо внутри, либо извне, атака очень серьёзная сегодня. 

Ответ: Первое я думаю, что то, что было сегодня подчеркнуто про стирание границ этому нужно противиться всеми доступными способами. Очень коротко. В 80-е года в церкви Грейс, где пастырем Джон Макартур младший, было судебное разбирательство. Молодой человек покончил жизнь самоубийством. На суде всплыла магнитофонная запись, где молодежный пастырь в церкви говорил, что самоубийство – это один из способов, которым Господь отзывает домой уставших сыновей и дочерей. Т.е. за это его хотели привлечь к ответственности. Пришел сам Джон Макартур и сказал, что это неправильно, но мы учим, что самоубийцы идут на небо. Я думаю, что, если мы откроем этот шлюз, тогда конца края не будет. В Библии написано, что человек, который разрушает храм своего тела подвергнется наказанию Божьему. Его разрушит Бог. Если он занимается медленным самоубийством, например, курение, и т.д. это уже грех. Как говорил епископ Закарпатской области «Мы не должны быть добрее Бога, но и не должны быть строже Бога». Т.е. мы должны четко сказать, что в Библии написано так, Слово Божие говорит так, а смягчающие обстоятельства мы просто их не знаем. Возможно в последнюю минуту и так далее и так далее и так далее. Это Господь знает, но Библия говорит так, Слово Божие говорит так. Очень коротко. Отец мой мне рассказывал, что он однажды был на суде. Он взял в кабину тепловоза пассажира, он был машинистом. Случилась авария и этому пассажиру оторвало ногу. Состоялся суд, это было Хрущевское время. И судья говорил моему отцу: «Федор Федорович, вы будете сидеть в тюрьме, но, когда вы там будете сидеть, не обижайтесь на меня»- судья говорил.

- Почему? 

-Потому что вы нарушили вот эту книжечку «Правило технической эксплуатации на узкоколейных железных дорогах». Вы не имели право брать в кабину пассажира.

 Мой папа не сидел, потому что жена попросила на суде его не судить, и он получил условно. Т.е. закон говорил - тюрьма. А мы говорим Слово Божие говорит так, но, если смягчающие обстоятельства - знает Бог – это первое. Второе. Мне кажется, что нужно все-таки начинать с мыслей. Когда я в Библии исследовал тему ментальной жизни христианина, я поразился сколько в Библии мест писания о том, как нужно мыслить, о чем нужно думать, и о чем нельзя думать. Потому что если абстрагироваться скажем от болезненных каких-то обстоятельств, ситуации, то всегда самоубийству предшествует мысль о самоубийстве. Если научить людей, как с этими мыслями бороться, тогда можно много, много, много преуспеть в борьбе с самоубийством. Потому что, ну понятно, если человек больной, мы ничего не можем сделать, но если человек здоровый, то обязательно будет мысль сначала. И если научить людей правильно относиться к мыслям, то есть не пугаться мысли, вот пришла мысль, ой, что сейчас будет, наверное, демон или бес. Ничего никаких демонов нет. Лютер говорил: «Мы не можем запретить птицам пролетать у нас над головой, но мы можем запретить птицам свить гнездо у нас на голове». Т.е. мне кажется, что может быть, я не уверен в этом, но может быть вот эту тему ментальной жизни христианина разработать и в церкви преподать. Что делать, когда мысль какая-то приходит? Скажем блуда или еще какая-то мысль. Т.е. это не конец света. С этим можно бороться. Просто есть учение, о чем можно думать, о чем нельзя думать. Как думать, почему думать? Как исповедоваться? Мне кажется, вот это большой шаг в предупреждении суицида. И последнее, обратить внимания, на тему мудрости. Если мы сможем наших прихожан, наших братьев и сестер поднять в мудрости, то мудрость, кокрас ведет к правильному мышлению. И мудрый человек, мне кажется, никогда даже мысли такой не допустит отнять у себя жизнь, потому что мудрый человек знает не только цену хорошим дням, или благословениям, но он знает цену страданиям. Т.е. мудрый человек никогда не будет впадать в отчаяние, когда пришла беда. Почему? Потому что он мудр. Он ценит тем, что Господь дает ему пережить. 

Ответ: «Мощный дух спасает расслабленное тело» - говорил Гипократ. Если говорить более или менее, как мы говорим о нормальном развитии личности, все эти вещи они компенсируют конечно даже какие-то мысли. Я думаю, что ортодоксия, если говорить о правильном мышлении, она формирует чувство и действия. Из своего опыта вижу, что даже у мудрых и опытных может наступить момент настолько сильного повреждения мозга, мозговых структур, психики, сумеречное помрачение сознания, как бы паралич наступает, настолько боль сильная, что им действительно нужна помощь извне фактически.

Ответ: Но если пришел такой скажем болевой сдвиг, то здесь уже однозначно нужна помощь. 

Ответ: Вот эта мысль сильна в плане профилактики то, о чем вы говорили Александр Борисович, что такая пресыщенность, ослабленность, аморфность внутренняя у детей, у молодежи, у семьи в конце концов приводит к тому, что нет внутреннего стержня. Бороться- то некому, силы нет. Вот эта вот ослабленность очень страшна, мне кажется.  Табу снижены у нас у многих. Оно сильно прогрессирует сейчас.

Ответ Борис: Братья, я четыре месяца назад похоронил сына своего, кто не знает. Я увидел его, в 14 лет понял, что что-то с ним не то. Но он любил Господа, с детства читал писание. Писал, как иметь веру в Бога или доверие Богу. Четыре шага доверия я ему говорил. Это был понедельник. Я вышел утром рано, смотрю он сидит с сестрой, дочкой меньшей, на травке, читают вместе и молятся. И он написал это послание:

«Что мне делать Господи? Я болтаюсь с одного места на другое. Целый день проходит, и я чувствую себя, как в аду. Я устал вести себя так, мне уже надоело до притыка. Я чувствую горечь и боль. Духовно я калека. Но Ты, Дух Святой, пожалуйста, не уходи от меня. Я призываю Тебя в мою жизнь, я каюсь во всех своих грехах. Я прошу освяти меня кровью Своей. Иисус забери страх, ненависть, зависть, обиду и замени, пожалуйста, своей любовью. Я больше не хочу так жить! Я устал крутиться вокруг родителей, как маленький ребёнок (он понимал, что мы постоянно присматриваем, где он, что он). Я Тебе не доверяю до конца - вот почему я часто ломаюсь и мне становиться плохо. Боже- благодать, наполни меня, помоги мне побороть страх. Я чувствую дискомфорт во всем моем теле, духе и душе. Помоги мне полюбить свою семью, но помоги мне полюбить Тебя. О, Иисус, я устал заниматься самобичеванием. Особенно я очень устал думать, мой головной мозг просто уже устал предельно. Прости меня, о Иисус. Спасибо, что Ты уже меня простил. О, Господи, раскройся во мне, что бы я научился жить достойной жизнью. Помоги мне полюбить себя Твоей любовью. Прости за то, что я поклонюсь людям больше, чем Тебе. Я живу в своей системе, которая держит меня в тисках (я не мог понять, что за система). Эти тиски жмут так сильно, что я чувствую взрывы в голове. Я ушел от своих друзей, они меня очень сильно любят и хотят мне добра. А эта лень-матушка, как она меня губит. В конце концов не мужчина ли я? (как бы сам с собой разговаривает). Почему я поверил этим дьявольским мыслям? Почему я это позволяю себе? Я не тормоз. Я просто сильно расслабился. Дьявол пытается меня доконать, уже чуть не получилось (он пишет тот момент, когда я снял его первый раз с дерева). Но по молитве папы и церкви я смог жить и не быть в рабстве со своими мыслями. Сколько можно бояться, сколько можно ненавидеть себя. Боже посмотри на мое слабое сердце. И, пожалуйста, измени, я ленивый –это точно. Иисус это знает. Я знаю какая Твоя воля Господи. Прости меня, что я не могу побороть себя». 

Вот такое письмо он мне дал в понедельник утром. И мы помолились. Вторник еще работали. Это за три дня до смерти. Есть переписка с Ваней Вылковым, тоже он писал ему в субботу борьбу свою. Они общались, Ваня поддерживал его, звонил ему. 

Я с Бабичем имел встречу.  Просил его, чтобы написал, как он видит это? Потому что родители, родственники страдают, чтобы церковь главное правильно реагировала. Я не говорю сегодня, чтобы его оправдали и отправили в рай. Нет, я не за это. Бог судья! Как быть тем, которые живые? 

 «Не простительным грехом» - это Бабич пишет. Позвольте мне начать с исторических примеров. История знает много христианских примеров, когда женщины, избегая во время гонения преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла и потопила их. И хотя они умирали таким образом, их мученичество однако же весьма чтиться церковью. Например, известен случай, когда женский монастырь был под нападением и враг уже взламывался в дверь, чтобы не быть обесчещенными, а потом убитыми, монахини под руководством наставнице выпили яд. Однако церковь долгое время клеймила убийц, которые не хотели бороться с испытанием жизни или имея большие испытания, не доверяя Богу, который может им помочь их перенести. Их даже нельзя было хоронить на церковном кладбище, чтобы они оставались отдельными от церкви. Разные причины, которые привели людей к самоубийству, но стоит подумать, как к этому относиться Бог? И все ли самоубийства лишают человека надежды на Царствие Божие? Но меня интересует вопрос, а что Библия говорит о самоубийстве прямо или косвенно? Шестая заповедь в декалоге Моисея «Не убей» запрещает убийства. Самоубийство является косвенно одной из форм убийства. Библия не одобряет самоубийство. Кандидат самоубийцы, как бы говорит себе я не верю, что Бог может провести меня через все, я не верю, что Бог ответит на мою молитву, я не верю в Божию любовь ко мне раз он допускает мне такие испытания. Если такой человек решил отнять жизнь у себя, то он говорит, что я не выполняю план Бога. Я поступлю по-своему. Я говорю о возрожденных свыше христианах, но умственно здоровых. Отнять у себя жизнь - это признак неверия. Бог дает дар жизни и привилегию получить награду за послушание, но самоубийца лишает награды. Другой фактор очень важный. Психическое и эмоциональное расстройство, которое может подтолкнуть человека покончить с собой. Таких людей можно назвать жертвами самоубийства. Я почеркнул слово жертва. У человека больного, например, биполярной маниакальной депрессией, могут отмечаться дезорганизация мышления речи. Стадии, выраженные депрессией. Все симптомы достигают максимального развития. Характерно тяжёлый психологический эффект таски и тревоги, мучительно переживаемые больными, речь резко замедляется… 

Видный доктор медицины американский психиатр, психотерапевт, один из основателей семейной терапии Карл Витокер писал: «Тот, кто пребывает в глубокой депрессии, а потом начинает из нее выкарабкиваться, сталкивается с ужасными напряжениями из-за того, что необходимо коренным образом менять свою жизнь». И под этим гнетом он может решить, что проще убить себя, чем прилагать невозможное усилие, пытаясь перестроить свою жизнь. Человек спускается в глубины своей психики и борется со своим безумием, с чувством бессилия, и никчёмности со страхом смерти, с потерей уважение к себе, вследствие кошмарного открытия, что он почти не личность. Рискнув так глубоко погрузиться, он сталкивается с непосильной задачей переменить свою личность и решает, что бороться не стоит и тогда он находит силы разрушить себя. 

Я знаю примеры, когда в семье глубоко верующих, дети, жены, мужья заканчивали жизнь самоубийством. И вот возникает снова вопрос, а простит ли Бог тех, кто покончил с собой находясь в таком психическом состоянии? Вы скажете, а если самоубийца не успел покаяться перед смертью, то значит ему не проститься этот грех, и он уйдет в ад? Период острого кризиса сознания больного притупляется, и он переходит в состояние невменяемости и ему не судит Бог. Такой человек часто не выдерживает борьбу и с запиской предсмертной «папа я устал бороться и ухожу на небо» заканчивает жизнь самоубийством.  Но сколько верующих не успели покаяться в грехе сплетен, в грехе поношения на пасторов, в грехе обмана, в грехе эмоциональной измены или пастырь изменил своей жене сексуально, и пережил неожиданную автокатастрофу, которая привела его к смерти. Как мы можем сказать о тех, кто всю жизнь были искренними верующими, служащими Богу, но была у них проблема в одной из сфер, с которой они так и не справились. Как можно утверждать, что рожденный свыше, который любил Бога, и постоянно каялся, неоднократно посвящая себя Богу из-за того, что не успел покаяться во грехе перед смертью попадает в ад? Какая разница в грехе прелюбодеяния или в грехе самоубийства? Я не вижу в Библии разницы в выше перечисленных грехах. Мы не в праве посылать людей в ад. Это право имеет только Бог! Последнее слово за Христом. Говоря об искупительной жертве Христа, мы видим, что нет такого греха, за который Иисус не умер бы и за прошлый грех, и за настоящий и за будущий. Он отдал Свою жизнь «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» Евр. 10:14. И вот что дает нам верующим надежду на Бога «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» Рим. 8:38-39. Не может рожденного свыше ничто, и никто отлучить от Царства Божьего. Разве что он сам отречётся от Бога. «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Евр.10:29.  Вы спросите: «Есть ли воля Божия на грех самоубийства?» - Нет. «Но не простительный ли этот грех?» - Нет. «А если непростительный грех да?» - Не прощается только хула на Духа Святого. Мтф.12:31 Неожиданная смерть приносит наибольшую скорбь родителям. И особое внимание заботу стоит оказать тем, кто потеряли своих родных через смерть. Какую глубокую мудрость, так сочувствие необходимо иметь пастору церкви, чтобы утешить, ободрить и поддержать близких, избежать излишнего морализаторства, и болезненно, ранящего в таких случаях фантазирования на тему «За какой-то грех это попущено». Найти благоразумные и трезвые слова, предназначенные для этого случая. Недопустимо отказывать в проведении похорон, как делают это православные священники. Это возможность утешить, поддержать оставшихся в живых проявить при этом любовь Божью. Оставшиеся в живых родственники нуждаются в любой поддержке. После похоронной церемонии друзьям следует чаще общаться с ними. Семья остро чувствует одиночество наедине со страхом растерянностью и чувством вины. Очень важно, чтобы в это время были рядом понимающие друзья, чуткие глубокие к глубине и сложности их чувств. Что же могут дать друзья? Главное это их лучшее не предубежденное и не осуждающее «Я». Они явились не оправдывать и порицать, они пришли со своей не уменьшившейся любовью. Вот это проявление христианской любви на практике и это особенно важно делать в семьях, где дети до конца своей жизни были верующими людьми и не отреклись от Бога. Да даст Господь всем нам пасторское сердце не осуждать, а поддерживать нуждающихся в этом. 

                                                                            Пастор Сергей Бабич  

Slavic Theological Collegium

Славянская Богословская Коллегия

 Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры