top of page
Mama'Misik

 

 

Мамина Музыка

 Автор: Иван Лещук

          Священнику всегда казалось, что впервые он ощутил благодать в раннем детстве, когда слушал музыку, которую играла его мама. Еще до своего появления на свет он слушал "мамину" музыку - она много играла на рояле, и он родился с любовью к музыке. Музыка успокаивала его сердце, вызывала восторг в его надломленной после смерти отца душе. Ведь "тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает" (Эрнст Гофман).

      Его мама была пианисткой в церкви, но она играла не только церковному хору - весь мир был для нее "приходом". Мальчик всегда говорил друзьям, что мама играет для него и... его отца. И действительно, очень часто, во время исполнения церковных гимнов мать смотрела на сына таким светлым взглядом, что он замирал от счастья, а на душе становилось тепло и ярко. И тогда ему хотелось, чтобы мама продолжала играть, и чтобы благодать посетившая его сердце так внезапно - никогда не исчезала! Мальчик любил слушать музыку, которую играла его мама. И он "надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать" (Булат Окуджава).

 

Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней...

Меня же оставьте с той музыкой:

Мы будем беседовать с ней. - Булат Окуджава

 

      Она играла, и вся "светилась ровным пламенем вечного огня... излучающего неисчерпаемую духовную силу" (Композитор Аьфред Шнитке, о пианистке Марии Юдиной ). И почти никто в многолюдном храме не замечал, как оживленная счастьем сына пианистка, закрывала глаза и улыбалась. Никто, кроме ее маленького сына, всегда и пристально наблюдавшего за ее игрой. Мальчик всматривался в преображенное лицо матери, которое без слов говорило ему, что она действительно играет для них с отцом. А может быть она его видит? Ведь здесь, в церкви, они все вместе! Так было раньше, и так должно быть всегда!

 

       Одно воспоминание детства стало для священника неисгладимым - день, когда его отец последний раз проповедовал в церкви. Особое вдохновение посетило его тогда, гонимая же безбожной властью церковь - с жаждой внимала словам своего пастыря. И мало кто обратил внимание на трехлетнего малыша, который с позволения матери-пианистки уверенно двигался к церковной кафедре. Но не церковная кафедра влекла к себе ребенка. Просто там был его отец, и мальчику вдруг сильно захотелись стать рядом с ним. А возможно, его детское сердце уже почувствовало близость страшной разлуки. Малыш подошел к отцу и стал рядом с ним. Легкая волна замешательства прошла по церкви.

 

       Но мальчил этого не замечал, он стоял рядом со своим отцом и ощущал благодать. Ему даже казалось, что своим присутствием он помогает отцу проповедовать. Ведь "слово, идущее от сердца, проникает в сердце" (И.Низами). И вдруг отец замолчал... Он наклонился к сыну, взял его на руки, крепко обнял, а затем, обращаясь к слегка смущенной пастве сказал: «Отец Небесный носит нас на руках своих, как человек носит сына своего» (Втор.1:31). И тогда, в нарушение всех традиций церковной литургии, пианистка заиграла... Она играла музыку своего материнского сердца и все понимали, что ее посетило вдохновение, и что оно от Бога. Таким и запомнился священнику тот день - отец держал его на руках, а мама играла. Таким и запомнился прихожанам церкви его отец – держащим на руках сына и улыбающимся...

 

      Той же ночью отца увезли... и больше он не возвращался. Но мальчик искренне верил словам мамы, что его отец жив, что он просто перешел в Вечность. Мама говорила ему также, что в церкви Господь пребывает, невидимо, и что узрит Его всякий чистый сердцем. "Смерти не будет!" - пели хористы, а мальчик уже это знал, он уже это чувствовал. Церковь его детства - стала для него местом встречи и с Богом, и с отцом; здесь совершалось чудо единения душ, разделенных смертью и пространством! Каждый раз, находясь в храме, и слушая игру своей мамы, мальчик старался поймать этот миг незримого свидания с Небом.

Пройдут годы и он станет священником, и по настоящему осознает, что его мама играла не только церковному хору, не только "общине", и не только для них с отцом. Рано овдовевшая молодая женщина вдохновенно играла Богу, играла так, что и ее душа скорбная воскресала к жизни. Ведь "совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле" (Стендаль). С тех пор и благославлял священник всех пианистов, и молился за них особенно ревностно - благодаря своей маме, музыка которой приносила благодать и светлость в его осиротевшее после смерти отца сердце...

 

      "Находясь в лагерях, она вырезала на нарах фортепианную клавиатуру и "играла" на ней" (Из биографии пианистки Веры Лотар-Шевченко). Неформальный священник любил читать биографии людей, оставивших светлый след в жизни многих. Он учился у них мудрости и получал вдохновение. Пианистка-француженка, Вера Лотар-Шевченко, почти уподобилась библейской Руфи и не пожелала покинуть родину своего убитого мужа. По доброй воле осталась она в Советском Союзе и в 1941 году... была репрессирована. Тринадцать лет провела эта мужественная женщина в лагерях ГУЛага. Находясь в заключении, она вырезала на нарах фортепианную клавиатуру и «играла» на ней, чтобы не потерять музыкальную форму. "Если я не занимаюсь на фортепьяно один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика" (Игнатий Падеревский (1860–1941), польский пианист).

 

Когда его били фашисты в концлагере

и ухмылялись:

«Попался...» — он прятал одно —

свои руки костлявые,

только бы не по пальцам...

И ночью,

когда прорезался сквозь мглу

лунный крамольный краешек,

углём он грубо чертил на полу

клавиши, клавиши, клавиши.

 Евгений Евтушенко, "Баллада о пианисте"

 

     Размышляя о героической судьбе легендарной пианистки, священник вспоминал и о своей матери. Она также всегда играла - несмотря на болезнь, материальные трудности и неблагодарность прихожан. И она также, до самой смерти, не покидала церковь свого погибшего в лагерях Сибири мужа. Именно в церкви она играла особенно трепетно, несмотря на почти невыносимую боль в спине. И никто не замечал даже признаков этой боли на ее лице - мощный дух преодолевал немощи ее тела. И никому она не жаловалась на свою судьбу, и денег ни у кого не просила. Зарабатывала на пропитание, как могла - давала уроки музыки, занималась переводами книг, подрабатывала... уборщицей в госпитале. Ее игру узнавали сразу - по особому, духовно-трепетному и утонченному прикосновению к клавишам. Она не преклонялась перед музыкой, которую исполняла - она благоговела перед звуками, которые научилось слышать ее сочитанное с Небом сердце. Она играла Богу, она была Его сосудом, а сквозь ее душу проходила Вечность.

 

     "Ее звуки, пророческие и утешительные... «горы переставляли» в душах слушателей" (Из биографии пианистки Марии Юдиной). В скромности и лишениях проходила жизнь не менее известной пианистки Марии Юдиной. Говорят, что она даже не имела собственного рояля, много лет ходила в одном платье и часто недоедала. Знаменитая пианистка раздавала свои гонорары нуждающимся и считала, что настоящий художник не должен прилепляться к земному, скромность и неприхотливость - стали ее идеалом. Ведь "для ремесла и духа – единый путь: ограничение себя" (Максимилиан Волошин). По воспоминаниям ее друзей, "Юдина была непримирима ко всем проявлениям пошлости и лжи – более того, к душевной и умственной тупости (или, как говорила она, «духовному ожирению» во всех его формах)". Убожество речи лекторов, как и убожество музыкального исполнения - были для нее внешними признаками убожества духа. Она боялась посредственности.

 

      "Странная", по мнению некоторых, пианистка - не только музыцировала, она успевала помогать страждущим, и всеми силами пыталась вызволить из ссылок репрессированных советской властью друзей. И не потому ли, как замечали ее друзья, "благодать звучала в каждом творческом движении ее личности"? В историю русской культуры Мария Юдина вошла не только как выдающаяся пианистка, но и как сильная духом женщина, уверенно плывшая против мутного течения атеизма. «Я единственная, кто работает с Евангелием в руках», - говорила она. Однажды ее спросили, как же она умудряется играть своим неправильно сросшимся пальцем, она иронически ответила: «Неужели вы думаете, что играют руками?" А после очередного концерта, принимая цветы от своих слушателей, она буквально обрушилась на зал с упреками: «Лучше бы вы отдали деньги бедным...» Читая биографию Марии Юдиной, священник вдруг вспомнил и о гениальном Бахе.

Как и весь его род, Иоганн Себастьян Бах был скромен и трудолюбив, он самозабвенно любил музыку и Бога, которому и служил своим искусством до самой смерти. И кажется, что и народ и церковь должны были восторгаться неиссякаемой музыкальной активностью маэстро. Но, к сожалению, искусного церковного органиста и музыканта, притесняли как формалисты-церковники, так и люди из "высшего света". Так и сейчас бывает... Церковные чины и завистники "смиряли" музыкального художника, лишая его должности органиста за то, что он позволял себе музыкальные "вольности" при исполнении церковной музыки, импровизируя и варьируя гармонию напевов по своему вдохновению. Это не соответствовало тогдашним канонам церкви, вдохновение - не приветствовалось, и вольнодумному музыканту постоянно об этом "напоминали". Слушая импровизации музыканта Баха, прихожане церкви покачивали головами, они не привыкли к таким "странным" звучаниям. Всю свою жизнь гениальный Бах постоянно встречал "тяжелые препятствия в осуществлении своих стремлений». Однажды, он осмелился пригласить женщину для исполнения партии сопрано в церковном хоре. В немецких церквях той эпохи - пели только мужчины, таковы были традиции и уставы церкви. В качестве эксперимента, Бах все-таки решился заменить один мужской голос в хоре - на женский. И хотя это случилось во время репетиций хора, подобные эксперименты ему строго запретили.

 

     Несмотря на музыкальную гениальность - в невзгодах и лишених прошла жизнь великого композитора. Как и многие творческие люди, Бах умер в бедности. Но ничто не смогло сломить сильный дух гения классической музыки, ничто не смогло угасить в его сердце священную любовь к творчеству и прославлению Бога.

Меж тем, как он впустую тратил

Часы и бился горячо

За лишний гульден в магистрате.

Вязанкой дров и мерой ржи

Хотели обделить. Доплатой

Заполнен день. А для души,

Для песнопенья, для кантаты –

Лишь ночь... - Лев Болеславский (О Бахе)

 

"Почему так, - думал священник, - почему церковные люди не благословляли своего гениального органиста?" А может быть, как заметили восточные мудрецы, "если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?" (Конфуций). И почему его мама, беззаветно посвятившая себя служению церковному хору, ночами писавшая аранжировки, и отдававшая себя без остатка церкви - не находила понимания и поддержки со стороны общины? Неужели они не понимали, что руки пианистки, чтобы не потерять музыкальную форму, должны как можно больше играть, а для этого нужно не только время... Нет, в церкви «не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому..." (Дмитрий Лихачев). Размышляя об этом, священник погружался в молитву и благословлял пианистку церковного хора. За нее и ее семью он всегда молился особенно ревностно - благодаря своей маме, музыка которой приносила благодать и светлость в его осиротевшее после смерти отца сердце.

Мое Воспитание.

 

Автор: Валерий Гавеловский.

       

        Хочу поделиться опытом, своими переживаниями и теми вопросами, которые мучают меня. Наверное, не побоюсь сказать, что сложно найти человека на этой земле, который скажет, что я знаю, как воспитывать детей на 100 % и вот мои дети абсолютно такие, какими я хотел их видеть. Может быть я не прав. Мне сложно говорить об опыте в воспитании девочек, потому что я родился в семье, где было три мальчика, из которых я самый старший. У меня так же двое сыновей 7 и 9 лет. Я замечаю, что взаимоотношения мальчиков и девочек с родителями - по-другому выглядят, поэтому простите, что не смогу поделиться никаким опытом с точки зрения воспитания девочек или прекрасных принцесс.

 

       С точки зрения воспитания мальчиков Библейского либо современного жизненного понимания, если мы говорим, что физическое наказание или вообще наказание не приемлемо, то мы из инструментария воспитания ребенка забираем очень большую часть. Например, хочу сравнить с тем, что если мы сейчас выйдем на дорогу и уберем все дорожные знаки. Это не значит, что мы не сможем добраться с точки А в пункт Б, мы это сделаем. Вопрос стоит в том, сколько нам будет это стоить нервов, времени и сколько это будет стоить еще другим людям, может быть жизни. У меня был опыт посещения прекрасной страны Египет, где очень красивое море, но одна проблема, которую все понимают, там отсутствуют светофоры, и практически нет правил. Когда ты сидишь в машине или в полном автобусе, который несется по встречной полосе, где с двух сторон отбойник, и понимаешь, что это ужасно и может привести к катастрофе. При одном только воспоминании об этом – все дрожит. К счастью, мы добрались благополучно, но это называется испытывать судьбу. Применение наказания, в крайнем случаи, как знаки, которые останавливают. Когда на дороге стоит знак «Осторожно, идет строительство нового моста», и ты несешься на всей скорости, и если там не будут стоять бины с водой, в которые ты врежешься и получишь какой-то урон, то ты погибнешь. Так я смотрю и на наказание. Если говорить об обучении, то мы слышим больше информации о том, что система университетов высшего образования не совсем соответствует действительности. Мы получаем специалистов, которые используют устаревшие методики образования. Люди, которые хотят что-то быстро и сейчас получить, они платят много денег за коучинг (метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели), которое выглядит, как погружение в бизнес. Они платят, чтобы их провели со всеми вытекающими последствиями, какими-то проблемами и трудностями. Люди, которые проходят сложные тренинги типа армии, особенно мальчики, в них наблюдается видоизменения мышления, либо они быстро взрослеют. Армия очень похожа во многих вещах на реальную жизнь.

        Мне 34 года и у меня большой опыт с компьютерами, т.к. я работаю с ними. Современные дети, мои в том числе, очень много времени проводят в компьютерах, в компьютерных играх. Есть один очень плохой момент с точки зрения воспитания и с точки зрения понимания жизни у людей, которые играют в компьютерные игры. У них нет осознания того, что ошибка может быть фатальной. В каждой компьютерной игре доходишь до ситуации, когда фатальная ошибка, игра перезагружается и начинается с точки назад. У людей, которые живут в этой парадигме, вырабатывается ощущения того, что все можно вернуть назад, все можно перемотать и начать сначала. Реальная жизнь, увы, работает по-другому. Мне папа много раз говорил, что не стоит играть с электричеством и вставлять какие-то предметы в розетку (в Америке чуть проще, так как 110 Вт бьет током не так сильно, как 220Вт). Но я запомнил этот урок после того, как меня пару раз ударило током и потом моего брата. После этого выработалось четкое понимание, что либо надо проверить специальной отверткой, которая светится, если там электричество, либо лучше не трогать. То же самое и в воспитании детей.

Если мы видим кого-то делающего что-то неправильно и начинаем обличать, то стоит посмотреть сначала на бревно в своем глазу. Когда мы наказываем ребенка, говоря, что-то делать, но сами не поступаем так, то в нашем глазе не бревно, а скорее всего дерево, либо целый лес. Поэтому для себя и как пожелание для всех, я бы хотел обратить внимание, что важно смотреть за собой, как мы себя ведем и не просим ли мы от своих детей того, что сами не в состоянии выполнить.

 

       Я благодарю своего отца, который наказывал меня. Важный момент, который был в моей жизни, и продолжается с моими детьми, это когда приходит наказание, то очень важно, чтобы ребенок понимал, за что он получил наказание и какие последствия. Если мы просто применяем физические меры и не объясняем причину, ребенок не понимает, за что это произошло, не понимает, почему это произошло – это не является правильным наказанием, потому что наказание должно привести ребенка к исправлению. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр.12:11)». Для того, чтобы произошло изменение, должно в первую очередь произойти переосмысление или осмысление того, почему это произошло и как этого избежать.

  Христианская педагогика о воспитании и наказании детей

  Автор: Иван Лещук.

          Один из известных педагогов, Януш Корчак, который пошел в газовую камеру с детками – сиротами из Варшавского детского дома, говорил, что самые важные встречи – это встречи с детьми. Разговоры о детях, особенно для родителей очень ценны и трепетны. Мы говорим о христианах родителях, о людях рожденных свыше. Очень ценны в том плане, что мы приводим ребенка к Богу. Мы должны явить ему Божественный образ. Это ответственная тема и она тревожит сегодня многие семьи, потому что есть потери, есть детки, которые, в общем-то, оказались блудными сыновьями и дочерями.

Говоря о христианской педагогики, о христианских концепциях воспитания детей, мы понимаем, что в них всегда присутствует элемент не только любви, не только обучения, не только личного примера, но и элемент дисциплины, элемент установки границ, элемент остепенения ребенка. В каком-то смысле этот элемент может быть вторичный или даже где-то занимать последнее место в иерархии наших действий по отношению к ребенку. Но вместе с тем он присутствовал, присутствует и будет присутствовать и на уровне семьи и в системе школьного образования. То есть в целом мы говорим о воспитании детей и в частном случае о допустимости наказания или остепенения ребенка.

 

        Я женат 25 лет, и с моей женой Верой мы воспитываем троих деток. Две старшие дочери, как мы шутим, слегка отшлепаны, воспитаны, преподают в воскресной школе и вдвоем они уже закончили достаточно либеральный университет в мировых рамках - Беркли. Они христианки, любят Господа, и мы говорим с ними часто так же о воспитании детей. Что интересно, они меня поощряют, ободряют, остепенять, моего сына подростка, которому исполнилось 13 лет, проявлять к нему строгость, потому что, как они говорят, мы насмотрелись, навиделись тех ребят, которые были оставлены сами на себя в плане воспитания. Поэтому это и личный вопрос, личное переосмысление. Я думаю, вы согласитесь, что тема очень важная.

Всегда, когда я начинаю разговоры о воспитании детей, говорю, что для меня есть Божественная педагогика. То есть Божественная воля должна явиться в моей жизни и в жизни моих детей. Каждый ребенок – это дар Божий. Это некое поприще для меня, как отца, которое Господь мне поручает. В этом смысле многие православные священники говорят, что это даже некий крест, может быть, и не всем женщинам дано это счастье, эта привилегия служить, трудиться во спасении ребенка, прежде всего того, чтобы он обрел спасение в Господе. Конечно же, когда мы говорим о христианской педагогики, что очень важно заметить, необходимо следить за тем, какая культура у нас во взаимоотношениях на уровне семьи. Это культура святости или культура без Божия, культура греха (я имею в виду нас родителей). Это первичный момент в воспитании детей. Прежде чем говорить о наказаниях, прежде чем говорить о применении каких- то мер, надо посмотреть в зеркало на себя - отца, и спросить соответствую ли я вот тем нормам Божественным, которые пытаюсь внушить или привить своему ребенку. Другими словами, в какой среде зачинается ребенок, в какой среде он взращивается, что он чувствует всеми фибрами своей души.

 

        Христианские педагоги в один голос подчеркивают этот тезис, что иерархия ценности родителей, их образ жизни – является влиятельней самых изощренных педагогических методов вот всех этих секретов. Связь с Господом отца и матери, близость с Господом, влиятельней самых педагогических методов. Как Иисус, обращаясь к ученикам, сказал: «Какого вы духа?» Вы не знаете какого вы духа, поэтому, прежде всего говоря о воспитании, и о применении, в том числе наказания, в крайних случаях, мы должны спросить себя в каком духе мы находимся. Мы водимы Духом Божиим или это наши амбиции, наши личные мотивы. Конечно же, когда мы смотрим на фотографии наших семей в социальных сетях, все выглядит очень замечательно, но на самом-то деле мир, в котором мы живем, неидеальный, он пропитан грехом, опасностями для ребенка. Наша задача предохранять его, сохранять, учить его жить в этом не идеальном мире. Мы так же являемся не идеальными родителями неидеальных родителей и часто проявляем непослушание Богу, нарушаем Его принципы, конечно же, он нас так же воспитывает и мы продолжаем этот процесс роста и развития. Как следствие в этом не совершенном окружении, рождаются неидеальные дети. Они так же непослушны родителям.

Библия говорит, что признаком последнего времени, будет то, что дети будут непокорны своим родителям. И эта не идеальность говорит о том, что мы должны всеми силами стремиться просить у Бога мудрости, что бы в этом неидеальном окружении, присвоении идеальности и не идеальности наших деток все-таки привести их к Господу.

        Первый вопрос который хочется задать: «Любить нельзя не любить!» - где мы поставим запятую однозначно без вопросов? Я думаю, что вы согласитесь поставить ее после слова любить: «Любить, нельзя не любить!». Мы не имеем право не любить своего ребенка, даже если он болен, даже если он совсем заблудился. Мы обязаны, как отцы и матери любить. Мы не можем не любить.

          Второй вопрос: «Наказывать нельзя не наказывать!» - некая дилемма этическая или педагогическая? Давайте посмотрим на тенденцию современной педагогики. Обычно сегодня наблюдается тенденция ставить запятую после слова «нельзя». «Наказывать нельзя, не наказывать». То есть ни в коем случае не применять никаких мер наказания, укора, или строгого обличения и тем более телесные физические наказания. Сегодня идет тенденция их искоренить. Но на самом ли деле запятая должна стоять после наказывать нельзя или все-таки мы можем подумать, проанализировать исторический ход цивилизаций и сказать нет, мы все-таки понимаем, что наказывать нужно. Нельзя не наказывать ребенка, но тогда возникает вопрос при каких условиях, где и когда и как часто и как это осуществлять. Мы не боги, мы не Бог совершенный, мы люди несовершенные, можем допустить ошибку, и здесь возникает очень много тонкостей, которые, на мой взгляд, должны обсуждаться, анализироваться, и это очень и очень важно. Всегда, когда возникает вопрос о наказании, давайте будем без фанатизма, не будем впадать в разные крайности. Мы ставим граничные условия. В науке есть такое понятие «установка граничных условий при решении задач». Мы изначально говорим о том, что родители христиане адекватны, психически уравновешены, рождены свыше и водимы Духом Святым. По крайней мере, у них есть вот это стремление, и они любят своих детей, как Христос церковь. Мы изначально не говорим о тех родителях, которых надо заключать в тюрьмы за насилие, за изнасилование. Мы сразу же уходим от этой сферы издевательств со стороны отцов, и матерей, которые потеряли Божественный образ. Мы говорим о родителях - христианах и это очень важно осознавать.

       Почему возник этот вопрос и в чем актуальность темы? Актуальность темы заключается в том, что мы наблюдаем в обществе педагогические тенденции за искоренение телесных наказаний детей. Это пропагандируется, буквально навязывается. Попалась мне как-то брошюра «Строительство Европы для детей и вместе с детьми», т.е. борьба якобы за права детей, ювенальная юстиция, и прочие вещи. Но на самом - то деле в чем корень? Почему возникла такая тенденция именно в последние десятилетия? Мы наблюдаем на информационном рынке огромное количество популярной литературы: «Воспитание без наказания», «Воспитание без кнута и пряника», «Воспитание без принуждения» - как привить послушание детям от 2 до 12 лет, «Радость воспитания» - как воспитать детей без наказания, «Наказания бесполезны». А еще есть книги о том, что наказания вообще вредны и травмируют ребенка так, что, когда он вырастет, будет бить жену и калечить своих детей - в общем, просто будет психопат. Очень много есть информации, которая убеждает современных отцов и родителей, что наказание это некое невежество и они не только бесполезны, но и вредны, дети могут вообще стать жертвами послушания. Одна из заповедей: «Дети будьте послушны своим родителям» - это то, что должно культивироваться. Послушание родителям, потом полицейскому, затем иерархии или своей карьере ребенку придется слушаться. Он должен получить вакцину на послушание, на то, что есть некая иерархия: отец, мать, затем будет бос (начальник), и ребенок должен жить в этой системе. Его надо научить в семье и показать ему, что он не жертва послушания, а плод послушания родителям. Это очень и очень тревожные тенденции. Я думаю, что тот вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, является очень и очень жизненно важным.

 

                                                                                  Существуют такие лозунги, которые режут не только слух, но и                                                                                 сознание христианина. Передо мной свежая книга «Дрессировка без                                                                                 наказания». Она написана в том же стиле, рекламные трюки 5 недель,                                                                             которые сделают вашу собаку лучшей в мире. Мы разумные люди                                                                                       понимаем, как собаку можно сделать лучшей в мире. Но так работает                                                                               реклама. Так же и в отношении воспитания детей предлагаются курсы,                                                                           где мы расскажем вам секреты о развитии ребенка, о тех энзимах,                                                                                     которые в его мозге, полушариях, о мозолистом теле и вообще о                                                                                         психологии. За 7 недель ваш 3-х летний бунтарь будет просто Божиим                                                                               ангелом. Мы понимаем, что это все лозунги. У консультантов,                                                                                               экспертов, особенно, когда маленькие дети, они все знают, все                                                                                          понимают. А как быть, когда их слегка не отшлёпанный или не от дисциплинированный малыш в 13 лет хлопнет дверью и начнет курить марихуану? Как-то читал исповедь одной девушки, которая умерла от наркотиков: «Я так жалею, что не нашлось в моей жизни человека, который взял бы и отхлестал меня крапивой». Так пишет эта девочка, ее никто не остановил, никто не ограничил. Это очень и очень тревожные тенденции, которые заставляют нас посмотреть на принцип наказания с Библейской позиции, с точки зрения Священных Писаний.

 

        Можно или нельзя наказывать ребенка? В этике есть такое понятие как предписание и описание. С этой позиции мы задаем вопрос: «Наказывать – это заповедано, обязательно, предписано?» Т.е. наказываю регулярно, систематически, так, чтобы другим братикам и сестричкам не было повадно? Или все-таки может быть один ребенок может вообще никогда не испытать наказание? Он родился не строптивый, его не надо укрощать. Или все-таки наказание – это позволительно, как крайний случай к определенным детям. Кого-то вообще нельзя наказывать, потому что у ребенка сложности, его надо только поощрять. Кого-то надо регулярно какими-то «витаминами, лекарствами» питать, потому что «приболел». Я говорю образно, может быть с иронией, с сарказмом, но в этом есть глубокий смысл жизни. Запрещено ли наказывать? Так же часто возникает вопрос у нас, когда мы читаем Библию: «Наказание - это необходимое и достаточное условие в процессе воспитания?» Конечно же, нет. Мы говорили о любви, о том, что очень много усилий должно быть затрачено на то, чтобы показывать ребенку путь, идти вместе с ним, проговаривать, прочувствовать все эти жизненные ситуации. Это и не необходимые, можно без него обойтись и это недостаточные условия в процессе воспитания ребенка. Наказание, я бы так сформулировал в христианской педагогике - это допустимое действие в процессе дисциплинирования ребенка. Оно возможно, как крайняя редкая мера, когда все остальное уже испытано: вся наша любовь, все наше научение, и мы видим, что ребенок не понимает, не осознает. Ему нужен некий сигнал, возможно легкого дискомфорта, боли, чтобы осознать, что так действовать и поступать нельзя. Наказание – это допустимые действия. «Наказывать, нельзя не наказывать!» Когда мы обращаемся к контексту Священных Писаний, мы видим, что Библейский принцип родительства имеет две стороны. Правая рука очень сильная. Она должна любить, обнимать, носить ребенка, а левая, как говорят еврейские раввины, она более слабая, если мы не левши, ею можно иногда ребеночка и хлопнуть. Господь говорит, что Он носил свой народ, как человек носит сына, как мать – это первично. Руки отца - это руки носителя, руки любящие, но с другой стороны Господь говорит: «Я буду ему отцом, и он будет мне сыном, и если он согрешит, я накажу его жезлом (розгой) мужей, но милости моей не отниму от него» (2Цар.7-14). Конечно, это опосредованное наказание. Бог не держит палку, Бог есть Дух, Он невидим, но опосредовано Он может допустить, косвенным образом, ввести нас в обстоятельства, когда мы будем испытывать его жезл, розгу, его трость наказывающую. В современном переводе это место звучит так: «Я буду ему Отцом, а он будет Мне сыном. Если он согрешит, буду учить его розгой, как принято у людей, и наказывать, как человек – своего ребенка». Все, кто знакомы с торой, иудейскими и еврейскими обычаями, понимают, что такой элемент, как наказание для отроков и для детей всегда присутствовал в еврейской традиции. В разные времена это осуществлялось по-разному, но теория не наказания абсолютно не соответствует Библейскому контексту и Божественной педагогике. В книге Откровения мы читаем: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:19). Апостол Павел говорит о наказании и подчеркивает, что уже довольно, хватит ему этого наказания от многих, лучше простите его, утешьте его, чтобы он не был поглощён чрезмерной печалью (2Кор.2:6-7). Мы видим, что часть церковной традиции связана с отлучениями, с тем, чтобы человеку показать его неправильные действия и остановить. Это есть элемент наказания. Иисус Христос в притче говорит, что слуга, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. Видимо, здесь заложены принципы. И в притче Христа и во всем контексте речь идет о том, что когда человек не может остановиться. Когда пророк на ослице едет ни туда куда нужно, ангел с мечом останавливает его, и он начинает бить животное вместо того, чтобы подумать, а куда же я иду. Аналогичная ситуация может быть и с нашими детьми. Очень часто ведутся дискуссии, на мой взгляд, больше спекуляции, о том, что розга – это метафора. В книге Притчей некий такой красивый жезл должен держать отец или посох и вот так с любовью ласково своих овечек, которых может быть и семь и десять вести по жизни. Вот такая якобы теология нежности проникает и она очень популярна. На самом деле это спекуляция и любой богослов может сказать, что и один перевод, и второй перевод, и розга, и успокаивающий посох имеет право на существование. Еврейское слово «шевит» переводится часто, как посох, розга, трость, палка, но и как жезл. Жезл это символ власти отца. Это символ власти, необходимый предмет для пастуха овец. Интересно, что есть такое понятие в еврейской традиции как трость наставления. Звучит иронично, но в этом глубокий смысл. Мы не должны понимать или воспринимать трость, жезл, в своей руке, как предмет для наказания. Но розга, посох, жезл, как бы мы не перевели – это, прежде всего, символ отцовской власти. Ребенок должен понимать, что отец и мать – это те, кто имеют над ним власть до совершеннолетия. «Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в пренебрежении, делает стыд своей матери» (Пр.29:15) Другими словами как выразился один богослов, если бы розга была просто метафорой, для обличения этот отрывок не имел бы никакого смысла. Когда мы говорим о пасторстве, скажем у пастуха не розга, а палка или посох, то есть очень много образов у пророков. Господь говорит, обращаясь к пасторам, что Он сам, поскольку они этим не занимались, потерянную овцу найдет, угнанную возвратит, пораненную перевяжет, больную укрепит, а разжиревшую и буйную истребит, будет пасти их по правде (Иез.34:16). Это можно применить и к ребенку. Другими словами в Библии заложены принципы наказания, когда человек, в том числе и ребенок, переходит запретную черту, грань, которая приведет его к смерти, к гибели или к необратимым процессам его развитий даже когда мы говорим об овцах. Я читал некую исповедь христианина Алимбека Бекманова. С трех лет он пас овец и очень любил их. 17 лет парень был пастухом. Он рассказывает, что овцам давали имена по их внешнему отличию. В отаре всегда бывают непослушные и упрямые овцы. И в семье бывают непослушные и упрямые дети. Так вот их надо воспитывать и наказывать, для того, чтобы спасти их душу от каких-то негативных последствий в будущем.

 

       Есть интересные тезисы в еврейской традиции. Наблюдая за евреями, мы действительно можем отметить, что многие из них достаточно успешные в воспитании своих детей. 20% нобелевских лауреатов – это представители из этого народа. Они считают, что можно наказывать ребенка, если это единственная прививка от опасных поступков. Мы можем обойтись без лекарств, если не болеем. А вот если мы заболели, то используем антибиотик от опасных последствий болезни. Т.е. когда ребенок переходит красную черту - это уже как бы хроника. Родители его любят, наставляют, предупреждают, но у него в душе, сердце есть качество, которое может довести его до разболтанности. Очень хорошая цитата «Отсутствие адекватного наказания за серьезный тяжёлый проступок не менее вредно, чем наказание по любому поводу». Все эти мысли присутствуют и в Священных Писаниях. Они так же характерны для традиций иудейской религии, для христианской педагогики. Действительно, иногда к ребенку нужно применять физическое наказание крайне редко - желательно вообще никогда. Если родители видят, что ребенок выходит из себя и никакие методы не работают, то шлепок ребенку может остановить каприз, истерику, а потом его можно утешить, обнять и поцеловать. Если ребенок постарше наглеет, хамит, не уважает старших, ему тоже нужна какая-то дисциплинарная мера. Конечно, чем старше, тем сложнее, но, тем не менее, это работает.

Обращаясь к контексту Нового Завета, наказывает ли новозаветный Бог? Бог не бывает Ветхозаветным или Новозаветным. Бот – Он не изменен. Апостол Павел писал Ефесской церкви, и там присутствовала языческая атмосфера, где власть отца была не ограничена. Джон МакАртур подчеркивает, что когда рождался ребенок, его помещали у ног отца, чтобы он решал, что с ним делать. И вот если отец брал его на руки, ребенка оставляли жить в доме. Если отец уходил, то от него попросту избавлялись. И в этом контексте Апостол Павел пишет «не раздражайте детей ваших», не превышайте свои полномочия. Это было необходимо написать ефессианом, «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4).

 

        Джон МакАртур трактует этот текст так: Слово «Пайдэа» - (учение) является производным от слова ребенок и имеет отношение к систематическому обучению ребенка. Это взято из древней Греции древнегреческих полисов и городов. Интересно, что этим переводом так же спекулируют популярные эксперты по воспитанию детей. Они говорят, что речь идет о том, что надо учить, но на самом-то деле это слово включает идею наказания за неправильные проступки. В древней Греции это очень хорошо знали молодые парни, когда их воспитывали, к ним применяли, в том числе, физическое наказание. Поэтому «Пайдэа» имеет отношение к общему обучению ребенка, включая и наказание. В послании к Евреям этот принцип параллельно с Божественным наказанием показывается нам, что когда мы плотскими родителями нашими наказываемся, мы испытываем страх, чувствуем их власть. Наказание нам кажется не радостью, а печалью, но впоследствии мы говорим спасибо папе, что когда я закурил или начал себя так вести, ты меня наказал, спасибо тебе отец. Это говорят уже взрослые мужчины и женщины, понимающие жизнь. Они ценят наказанием, ценят дисциплиной. Но, как я уже подчеркивал, это крайнее средство, которое и родители и Бог применяют к своим детям. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Наверное, есть. Я своего сына наказывал. Думаю, что немножко больше надо было проявлять строгости. Другими словами, наказание позволительно, иногда, даже необходимо. И тут некорректно говорить бить, избивать. Мы наказ даем, мы указываем путь, мы не бьем ребенка, а просто остепеняем.

 

        Возникает вопрос с научной позиции. С Библейской позиции все понятно, а вот с научной позиции наказывать или не наказывать? Основной тезис, который я хочу озвучить, заключается в том, что по вопросу телесного наказания детей научного консенсуса единства не существует. Например, профессор Нюрей Страус считает, что наказание детей даже шлепками травмирует их психику во взрослой жизни. Но ему возражает Джон Роузмонт. Он считает, что данные об эффекте шлепанья детей искажены, слишком раздуты и преувеличены. Нет доказательств прямой связи шлепанья ребенка в детстве любящим родителем и травм его психики. Привожу цитату с вебсайта американской педиатрической ассоциации «Американская педиатрическая ассоциация поощряет дисциплинировать ребенка, в том числе и телесно». Т.е. консенсуса о наличии данных не существует. Говоря о Калифорнии, шлепанье ребенка не является насилием, если это с соблюдением определенных норм. Конечно же, мы можем поговорить о тех тенденциях, которые наблюдаются в других странах. В Украине запрет наложен на шлепанье и эта тенденция захлестнула Европу и заражает мир, в котором мы живем.

          В заключение, хочу привести следствия тенденции искоренения принципа наказания и в том числе телесных допустимых наказаний и по закону и по Библии. В Швеции, которая первая отменила телесное наказание, один психиатр отец семерых детей выпустил книгу, которую назвал «Дети у власти». В ней говорится о том, как мы растим маленьких тиранов, которые управляют потом нами. Он критикует либеральные тенденции, которые говорят и убеждают общество в том, что власть и злоупотребление властью – это одно и то же. То есть родительская власть и злоупотребление как будто одно и то же, но это на самом деле совершенно разные вещи. Он пишет о том, что когда ребенок ведет себя очень строптиво, когда он выходит из под контроля, то мы не можем в этой ситуации просто беседами, ласковыми словами убедить его: «Ты несчастный мальчик, разве ты не понимаешь, что мама устала после работы, а может у тебя неудачный день в детском саду, тебя обижают»... Он говорит, что нужна дисциплина, иначе дом превратиться в сумасшедший дом, особенно если ребенок ни один, а воспитывается несколько деток в семье.

 

         В Швеции, об этом пишет шведский психиатр, есть случаи оскорбления и даже избиения учителей. Сегодня ученики проявляют гораздо меньше уважения к учителям, как впрочем, и к другим взрослым. Наступает эра педиархата, о чем говорит Библия, что дети будут властвовать, управлять вами. Бывает такая картина часто перед глазами сын или дочь устраивают истерику где-то на детской площадке и к ним начинают проявлять позитивную педагогику. На самом деле может ребенка надо строго одернуть и посмотреть на него с недовольным видом и сказать: «Папа сказал, мама сказала, мы все для тебя сделали, ты должен идти домой». Иногда без наказания просто не обойтись. Я часто цитирую доктора Допсона, который очень не нравится либеральным педагогом. Он говорит: « Если вы дисциплинарные меры, в том числе при необходимости физическое действие, будете исключать из процесса воспитания, наступит момент, когда ребенку будет 13 лет и он покажет (не все дети, но те которые нуждались в дисциплинарном воздействии, как в крайней редкой мере), проявит такие качества, о которых мы будем жалеть. Мы потерям над ним полностью свою власть».

Молись и трудись! Каждый ребенок нуждается в человеке молитв, а человек молитв близок к Господу, на нем Дух Божий, на нем пребывает Божественная власть и тогда человек молитв может трудиться над ребенком, и Господь будет посылать мудрость, терпение, долготерпение. Без этого невозможно осуществить правильно процесс наказания и дисциплинирования. Будем молиться, но и будем трудиться. Этот двоякий Божественный фактор очень важен.

Знак на Челах людей скорбящих.

Автор: Михаил Черенков

 

     Можно только представить, что испытывал пророк, познавший величие Божьей Славы, при виде всех мерзостей, творимых избранным народом Израильским. Он понимал, что Божий гнев вполне оправдан и наказание неотвратимо. Но все же дерзал вступаться и просить:

«О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля, изливая гнев Твой на Иерусалим?» (Иез. 9:8).

     Этот вопрос пророка оправдан так же, как оправдан гнев Божий.

     Ответ Господа показывает нам, что Его милость не исключает наказания. Люди наказывают себя сами последствиями своего греховного выбора, своего решения жить без Бога и вопреки Богу.

«И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: 'оставил Господь землю сию, и не видит Господь'. За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» (9-10).

     Бог не добавляет ничего к тем наказаниям, которые связаны с выбором и поведением самого человека. Все, что Он делает в этом смысле – оставляет человека наедине с последствиями сделанных решений, «обращает поведение людей на их голову».

     Но и это еще не все. Бог не удовлетворяет Свой гнев нашими мучениями, которые мы сами заслужили и устроили себе на голову. Он страдает от того, что мы делаем сами с собой. И Он готов миловать того, кто скорбит и воздыхает о соделанных грехах. Грешники не безнадежны, но они должны возненавидеть грех прежде чем от него избавиться.

     Не так страшен грех, как упорство в грехе; не так страшно наказание, как ожесточение против Бога; не так страшна неверность, как нераскаянность.

     Поэтому Господь выделяет и отмечает людей, скорбящих и воздыхающих о мерзостях.

«И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (4-6).

     Мы все живем в городе греха, мы все пожинаем последствия своей неверности Богу, мы все окружены мерзостями. Но у нас все еще есть выбор, последний выбор: или ожесточить свое сердце против Бога и обвинить Его в том, что мы сами себе устроили; или же раскаиваться и скорбеть о грехах своих и грехах народа, смиряя себе перед Богом и уповая на Его милость.

     Если при всех заслуженных карах мы все еще наслаждаемся грехом, мы обречены. Если же мы скорбим о своих грехах, если они стали противны нам при всей их кажущейся сладости, если мы в своей греховной сути стали мерзкими сами себе, то Господь отмечает нас спасительным знаком.

     Наслаждайся грехом и свободой от Бога – и погубишь себя сам. Скорби и плачь о мерзостях безбожной жизни – и будешь спасен. Все просто. Но почему же отмеченных знаком так мало? Почему даже перед лицом смерти человек продолжает грешить и противиться Богу? И откуда в сердце человека берется скорбь и воздыхание о мерзостях, ненависть к греху и стремление к Богу?

     Здесь тайна избрания, тайна взаимодействия свободной человеческой воли и спасающей Божьей инициативы. Нам не дано ее знать. Но если нам знакомо хоть малейшее чувство усталости от греха и отвращения к мерзостям безбожной жизни, его нужно развивать и усиливать, скорбя все глубже и воздыхая сильнее, чтобы отвращение к греху перешло в полноценное обращение к Богу.

Последняя осень

 

Автор: Алех Валуйский

                                                                                        «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, – говорит                                                             Господь, – намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»                                                                                                                                                                                        (Иер. 29:11)

 

     С этой девушкой я познакомился в ноябре прошлого года. Крупная миловидная американка мексиканского происхождения превосходно говорила как на английском, так и на испанском языках. Тогда ей едва исполнилось восемнадцать лет, и ее госпитализировали с неутешительным диагнозом – лейкемия – для прохождения агрессивной химиотерапии.

     У нее было неожиданное для этих мест имя – Таня. Назвали ее так в честь бабушки, которая жила в Мехико. Бабушка разделяла идеи марксизма-ленинизма, но с крахом Советского Союза разочаровалась в них и вернулась в лоно католической церкви. Внучка выросла уже в католической семье и знала основы христианского вероучения. Тогда я предложил ей пригласить католического священника, но она отказалась.

     Я хорошо запомнил эту девушку, так как рядом с ней на больничной кровати все время находился паренек ее возраста, ее бойфренд. Он был худощав, сутул, небольшого роста, почти на голову ниже ее. Я не запомнил его имени. Впрочем, и он был немногословен, молчал и постоянно зависал в компьютерный игре на своем ноутбуке. Эта пара выглядела бы комично, если бы не обстоятельства ее пребывания в госпитале.

     Несколько раз я пытался пообщаться с девушкой, но после нашей первой встречи мне это больше не удалось, большую часть времени она спала: давала о себе знать химиотерапия.

     И вот сегодня, в один из жарких августовских вечеров, я снова увидел ее на восьмом этаже госпиталя, однако узнал не сразу. Она сильно похудела. От той девушки, которую я видел в прошлом году, мало что осталось.

     – Здравствуйте, не узнаете? Это я – Таня.

     – Как же, как же, – поспешил я с ответом, – конечно, помню!

     – Я знаю, знаю, что сильно изменилась и похудела. Болезнь прогрессирует, – сказала она и тяжело             

         вздохнула.

Я вошел в комнату, подошел к кровати и взял ее руку в свою.

     – Здравствуй, Таня, как ты тут?

     – Нормально. Очередная химиотерапия. Не помогает, но доктора настаивают.

    Я оглядел комнату. На столике стояла ваза с цветами. Вокруг было несколько открыток с пожеланиями выздоровления. В углу лежала большая сумка, очевидно, с вещами. На больничной кровати лежал айфон, наушники и какая-то книжка.

     – Давно ты здесь?

     – Уже третий день. Но я хочу домой. Нет смысла здесь находиться.

     Таня говорила с трудом, делая паузы. Было видно, что она очень устала. Тут я вспомнил про ее парня

     – Как твой парень, прости, забыл его имя?

     – Алекс. Мы расстались. Зачем держать? Я ведь скоро уйду, а у него вся жизнь впереди. Он хороший парень, но все же еще ребенок. Представляете, – в этот момент Таня заметно оживилась, – он тогда даже купил мне колечко и предложил выйти за него замуж. Я колебалась всего минуту и отказала. Но было приятно, не скрою.

     Она замолчала и несколько минут смотрела в окно, за которым проплывали причудливые облака. На улице было жарко и душно как перед ливнем. Но дожди в августе большая редкость в этих местах. Таня перевела свой взгляд на букет цветов, взяла бумажный стакан, сделала несколько глотков, повернулась ко мне и мило улыбнулась.

     – Алекс недолго переживал по этому поводу. Мы переписывались с ним еще месяц. А потом я узнала, что он уже встречается с кем-то. Впрочем, я за него искренне рада и горжусь тем, что не поддалась сиюминутной иллюзии и не согласилась на его предложение. Нет, нет, мы же не дети. К тому же это моя последняя осень…

     В ее голосе не было и намека на сожаление.

     – Как ты со всем этим справляешься?

     – С переменным успехом, – ответила она уже серьезным тоном. – Я ведь хотела стать психологом. Успела даже пройти курс «Введение в психологию» в колледже. Все пять ступеней я уже прошла…

      – Отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение?

      – Ну да, ну да…

      – И какая из ступеней оказалась для тебя самой сложной?

      – Знаете, для меня все были сложными, но особенно последняя. Я не хотела смиряться и упорно возвращалась на вторую. Я злилась на всё – несправедливость этой жизни, генетику, родителей, медицину и врачей, на Бога, наконец! Потом впадала в легкую депрессию и принимала реальность моего положения. И так по кругу, пока все не надоело.

      – Скажи, а что тебе все же помогло одолеть эту пятую ступень – смирение?

     Таня снова улыбнулась. Очевидно, ей было приятно общаться.

     – Спасибо Сократу!

     – Да? Это интересно. Расскажешь?

     – Ну да, именно Сократу. Я рыскала по страницам интернета в поисках ответа на вопрос, как не бояться смерти. И тут мне попался на глаза отрывок из «Апологии», тот, где Сократ проводит последние часы с друзьями-философами и рассуждает о смерти и о том, что ее не надо бояться.… Знаете эту историю?

      – Да, конечно. А какой именно аргумент тебе помог? Их там несколько…

     – Смерть, говорил Сократ, это как сон. Ведь когда мы засыпаем – мы как бы умираем. Вот я и подумала, что каждый раз, засыпая, я могу и не проснуться. Но, засыпая, я ведь не паникую. Зачем же тогда бояться смерти, если это сон?!

      Таня замолчала. Было видно, что, несмотря на ее попытки принять неизбежное, она по-прежнему переживает. Да и можно ли до конца смириться в аналогичных обстоятельствах, когда тебе только недавно исполнилось девятнадцать лет? Думаю, она еще не раз будет возвращаться на ступень гнева. Чаще всего именно так и бывает. Я посмотрел на ее столик и увидел на зеркальце молитвенные четки – розарий. Белые четки ручной работы.

      – Конечно, эта аналогия имеет смысл.… Кстати, красивые четки…

      – Да, это мне подарил наш архиепископ, отец Игнасио. Очень хороший человек.

      – Ты ими пользуешься?

      – Иногда… вечером перед сном. Я знаю молитвы, но они не помогают, как видите.

      Таня вяло улыбнулась и протянула руку к четкам. Но затем отдернула ее и сказала, что еще не вечер.

      – Знаешь, четки и молитвы – это все помогает. А пробовала ли ты говорить с Богом? Так, как мы сейчас с тобой общаемся?

      – Пробовала, но не получается. Я была не очень религиозной в принципе. Да и сейчас иногда меня посещают сомнения.

      – Сомнения – это неотъемлемая часть нашей веры. Без них и веры нет.

      – Вот и меня порой мучают сомнения. Два месяца тому назад нас посетил архиепископ отец Игнасио. Он хорошо знает моих родителей. Я исповедалась, и он молился за меня. Потом мы еще долго говорили. Напоследок он сказал, что Богу все возможно. Еще он сказал, что если в Божьих планах мне исцелиться, – я буду исцелена. Если же нет таких планов – я буду в лучшем мире. Вроде все правильно, и я с ним согласна, но от этого не легче. Ведь жизнь на земле только одна, а я еще толком и не жила даже… так что пока Сократ остается в силе, и смерть – это сон!

       – Помнишь, он там и о загробной жизни рассуждает. Конечно, он жил задолго до Христа и не мог знать того, что ты знаешь…

       – Я думала и об этом. Если не ошибаюсь, Сократ говорил, что он мог там встретить великих людей из прошлого и ему эта идея нравилась. Я тоже не против оказаться в лучшем мире. Я, конечно, с трудом себе представляю, что делать в райских кущах, но я не против там оказаться. В конце концов, ничего такого плохого я в жизни не сделала, чтобы меня отправили в чистилище. Бог ведь справедливый судья?!

      – Конечно, Бог справедливый судья. Но еще он и Отец. Помнишь, как начинается самая известная молитва?

       – Отец наш небесный…

       – Именно, Отец! А мы Его дети. И ты – Его дочь. И, я думаю, Он за тебя сейчас тоже переживает…

       – Может быть и так… но почему тогда наши молитвы без ответа? Вот и архиепископ молился об исцелении…

       – А вот этого я не знаю, к сожалению. Почему-то одни молитвы действенны, а другие – нет. Но я знаю одно: молитвы Бог слышит. Попробуй поговорить с Ним вечером перед сном.

      – Постараюсь, если получится. Я думаю, что понимаю, о чем вы говорите.

      Нашу беседу прервала медсестра. Она проверила показания всех медицинских приборов и принесла таблетки. Таня проглотила таблетки, даже не запивая. Затем она откинулась на спинку кровати.

       – Я устала… Приходите еще, пожалуйста.

***

      Я посещал Таню каждый день в течение двух недель. Мы общались с ней на разные темы, вспоминая Сократа, отца Игнасио и учение католической церкви, земную жизнь Иисуса Христа. Мне показалось, что у нее стало появляться больше уверенности в принятии своей реальности. Пятая ступень, похоже, была пройдена. Впрочем, эта ступень была пройдена ровно настолько, насколько ее можно пройти в девятнадцать лет.

      Буквально за день до выписки я застал ее в слезах. Было это поздно вечером. До этого у нее побывали родители и отец Игнасио. Но сейчас все ушли, и она плакала.

      – Что случилось?

     Она рассказала об этом посещении и об их разговоре.

      – Христос страдал, умер и воскрес. Я тоже страдаю, скоро умру и… я тоже воскресну? Я поделилась с нашим епископом своими сомнениями. Я была с ним откровенна. А он сказал, что неверие – это самый страшный грех и что я «фома неверующая». Может быть, я и похожа на Фому, но ведь и он сомневался, хотя был учеником Христа.

       – Сомнения – неотъемлемая часть веры. Мы уже говорили об этом. Но тебя что-то еще смущает? Не так ли?

       – Не знаю, просто показалось, что отец Игнасио был раздражен. И родители расстроились. А я всего лишь поделилась своими переживаниями.

       Я взял ее за руку. Она улыбнулась сквозь слезы.

       – Не расстраивайся. Они тебя любят и говорят так, как верят. В этом можешь не сомневаться. Однажды Христос спросил отца больного ребенка, верит ли тот в исцеление. И тогда отец ответил: «Верую Господи, но помоги моему неверию». Может, это твой случай…

       – И что делать с этим?

       – То же, что и он сделал. Попроси помочь преодолеть сомнения. Бог – это Отец. Если ты искренне просишь Его о чем-то…

Таня вопросительно посмотрела на меня:

       – Я просила Его об исцелении…

      Что тут скажешь. Она действительно просила об исцелении, но в ее распоряжении остались считанные дни. В ее голосе не было обиды. Просто констатация факта.…

      Я взял ее за руку и, посмотрев в глаза, сказал, что Бог любит ее и родители любят ее, а отец Игнасио переживает за нее. Она тяжело вздохнула и поблагодарила меня за поддержку.

       – Я верю, что Бог есть. И мне очень бы хотелось избавиться от сомнений.

       – Знаешь, есть такая цитата, приписываемая Мартину Лютеру Кингу: «Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу». Так и с сомнениями. Иногда они кружатся над нашей головой, как черные вороны. Ну и пусть себе летают. Покружив немного, они улетят прочь.

       – В общем, надо гнать их прочь…

       – Только так и не иначе. Бог – наш Отец. Обращайся к нему как к отцу. Тогда эти вороны будут исчезать, едва появившись на горизонте.

     – Хорошо, я попробую перед сном.

***

    Через день ее выписали, и мне удалось при этом присутствовать. Она была по-прежнему слаба, но сильна духом. Мы обнялись, и она пожелала мне успехов в жизни.

     – Знаете, тогда после вашего ухода я помолилась своими словами и попросила Бога помочь моему неверию. А ночью я видела удивительный сон. Христос с учениками сидят у костра. Затем Фома, мне кажется, это был он, взял меня за руку и сказал всем: «Это одна из нас». Ничего подобного не видела раньше. Это ведь знак?!

       – Конечно, знак, да еще какой! Думаю, что молитва твоя была услышана, если даже Фома объявил тебя ученицей Христа.

Upbringing
Дресировка.png
Pedagogy
Sign_on_Face
Last Fall
bottom of page