Вопрос:

           Что такое Контекст и что значит понимание Писания в Контексте?

           Отвечает Василий Сандуляк.

            Ответ:

 

            Каждый желающий понимать Писания христианин, должен научиться увидеть всё Писание, всю Библию в целом. Увидеть и услышать Библию как одно целое произведение - это, во-первых благодать данная Богом, во-вторых - это необходимо для того, чтобы можно было понимать каждый отдельный ее отрывок. Поэтому необходимо рассматривать любой отрывок Писания в контексте всей изучаемой главы, всей изучаемой книги и всей Библии.

        Контекст - это скрытый смысл произведения, тесная связь или соединение. Это то что предшествует или следует за тем отрывком который мы изучаем. Можем отметить близкий (в одной главе), и дальний (во всей Библии)  контексты. Контекст в Библии правит всем Писанием. Правило контекста является королем интерпретации Писания. Библия останется для нас закрытой книгой если мы будем пытаться вырывать какую-то часть из ее контекста чтобы эту часть интерпретировать. Можно привести такой пример из музыкального искусства: Нам очень нравится классическая симфоническая музыка. В таких оркестрах играют по сто пятьдесят и более музыкантов, имея десятки партитур. В целом получается захватывающая музыка. А вот, если послушать отдельно определенную партию, она может не восприниматься нашим слухом никак. Еще, если послушать из целого произведения две диссонирующих между собой партий, то они могут только раздражать наш слух. А в контексте всего произведения оно звучит завораживающе. Так же и в Библии, если возьмем даже одно слово отдельно от контекста и найдем его понятие в толковом словаре, оно ни о чем не будет нам говорить. Часто контекст дает определение слову.

         Например, 2Тимофею 3.16,17 “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.” Здесь слово “совершен” необходимо понимать в контексте последующих слов: “ко всякому доброму делу приготовлен” Здесь эта последняя фраза указывает что означает слово “совершен”. Оно не означает быть безупречным и безошибочным во всем, потому что мы все еще грешим, даже если изучаем Библию, и не достойны славы Божией.  Перевод Давида Стерна лучше передает эту истину: “потому пусть всякий человек, принадлежащий Богу, будет снабжен всем необходимым для всякого доброго дела” ст. 17.  

В Библии мы должны увидеть несколько основных направлений, или базовых истин, вокруг которых зиждутся все остальные доктрины. Например, Иисус говорит: “Вы не перестаете исследовать Писания в надежде найти где-то там для себя жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне” Иоанна 5.39 (современный перевод с оригинального текста) Здесь Иисус указывает на основную тему Ветхого Завета - это Он, Иисус. Все книги Ветхого Завета (к тому времени полный Ветхий Завет) говорили о Христе как главный персонаж, и они читали, исследовали, но Иисуса Христа там не видели. Они просто искали в Ветхом Завете для себя жизнь вечную и пропустили Того, через которого Бог дает жизнь вечную.

         Если мы знаем и учитываем контекст всего Священного Писания, то нам станет понятным любой отдельно взятый текст.  Вот почему лучшим комментарием к Библии является Библия.  В ев. От Луки, в 15 главе Иисус говорит три притчи, в том числе и притчу о блудном сыне. Эти притчи мы должны рассматривать в контексте первых трех стихов этой главы. Фарисеи и книжники роптали на Иисуса, говоря, что Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: (хотя там три притчи, но все они об одном, все они представляли ответ Иисуса на их негодование и все заканчиваются радостью и весельем) Но в притче о блудном сыне старший сын не хотел войти на пир. Здесь Иисус хотел обратить внимание на пир или вечерю, на которую они так же приглашены, но если не захотят прийти, они могут остаться вне пира. В книге Откровение Ангел сказал Иоанну: ”...напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца.” Отур.19.9  Во всей Библии любой завет или договор подтверждался пиром или застольем. 

         Также мы должны изучать Библию в свете исторического, географического и культурного контекста Библейских времен. Это означает также изучать  вне библейскую информацию об истории, географии и культуре библейских времен. Мы должны брать во внимание историю группы к которой первоначально адресован отрывок. Только после того как мы поймем те обстоятельства исторического аспекта можем актуализировать для себя уроки данного события. Мы призваны изучать и узнавать какой это период истории был, как люди реагировали в тот период на данное событие, как это событие повлияло на ход истории в дальнейшем, чем это событие было вызвано, какие были последствия, и только потом делать выводы для нас.

           Обратим внимание также и на культурный контекст. Нас сегодня очень многое отдаляет от древней культуры как языческих народов, так и Израильского народа. Следовательно, читая Библию, мы должны проникнуть в культурный фон того времени в котором были написаны те или другие книги Священного Писания. Так многие притчи Иисуса Христа необходимо рассматривать в культурном контексте израильтян того времени. Притча о десяти девах, притча о брачном пире и человеке в небрачной одежде и другие.

Мы должны учитывать также и географический контекст Библии. Это и в Ветхом Завете

очень важно, и в Новом тоже. Если мы будем следить за передвижением Иисуса по Палестине, мы лучше поймем Его стратегию Евангелизации.  Его путешествие очень хорошо видно в ев. От Иоанна. Хорошо иметь с собой карту тех местностей когда изучаем это Евангелие. Тоже это относится к книге Деяний Апостолов. Там на карте лучше увидим все  миссионерские путешествия апостола Павла.

            Хорошо знать и политический климат того периода когда описывается одно или другое событие. Например, когда мы переходим из Ветхого Завета в Новый Завет, мы вдруг встречаем такие термины, как “синедрион”, “”фарисеи”, “книжники” и другие, которые в Ветхом Завете не встречаются. Это все относится к политической жизни иудеев в Палестине. Синедрион - это такой религиозно-политический форум, как у нас сегодня парламент. Туда входили больше религиозных партий как фарисеи, саддукеи, иродиане, ессеи, зелоты и хасиды. Книжники - это группа иудеев, которые в начале, от Ездры занимались переписыванием и

размножением Писания, но через несколько поколений они также занимались и толкованием

Писаний. Они находились под строгим контролем фарисеев. Многие из них и состояли в партии

фарисеев.

                        Итак, только в контексте одной главы, одной книги Библии и всей Библии мы можем правильно понимать и интерпретировать Священное Писание. Библия  написана по всем правилам грамматики и логики, поэтому и разбирать должны по всем правилам грамматики, логики и герменевтики.

Вопрос:

           Какой смысл был доносить слова народа Господу, ведь Он вездесущий? “…И донёс Моисей слова народа Господу.” Исход 19:8

           Отвечает Вячеслав Комлев.

            Ответ:

Это произошло во время первых осознанных контактов с Богом Иегова. Народ Израиля вышедший из

Египта не имел ни знания не путей общения с Господом. Позже у них будет скиния, священники и различные инструменты для познания воли Божией, такие как Урим и Тумим или Ефод. Но сейчас они были не организованны и порою не послушны. Вот почему Моисей олицетворял объеденное решение сынов Израиля.

В книге Исход излагается только основная, необходимая для читателя часть знаний происходящего в стане народа Божьего. Моисей приходя и излагая им слова полученные при общении с Богом, иногда не принимался и известно, что против него несколько раз восставали. Те законы и повеления которые описаны в этой главе и выше, вероятно были обсуждаемы в племенах и семьях, но когда Моисей пошёл назад к Богу, то это было уже общее решения - «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донёс Моисей слова народа Господу.»

        Читатель не имеет хронологического повествования, сколько прошло времени между тем как Моисей сказал слова старейшинам народа и их ответом. Было ли это на следующий день или неделю позже. Конечно Господь видел все те дискуссии и прения которые проходили в семьях или племенах. Писание нам даёт заключительный результат – весь народ пришёл к единому согласию. Донесение же Моисея стало как печать в договоре и единогласном принятии решения.

        Другая необходимость этого донесения была в том, что диалог должен был продолжиться. Господь хотел донести народу то что им еще не было сказано. Поэтому Моисей приносит ответ, слова народа, а получает слова Божии. Он был как переводчик между Богом и ранним Израилем, хотя безусловно все что было в народе Бог слушал и не нуждался в информаторе, но народ нуждался в ясно прописанном диалоге с Богом. Моисей был путём двустороннего общения: Человек-Бог-Человек.

Вопрос:

           Почему Христос был распят в 33 года, разве Бог Отец не мог раньше принять искупительную жертву?

           Отвечает Василий Сандуляк.

            Ответ:

Бог сказал: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» Еккл. 3. 1. Хотя что Бог вечный, то есть, Он вне времени и пространства, но Он так же обращает внимание на отрывки времени даже до мельчайших частиц. Он знает в какое время должно происходить то или другое событие. Когда ученики спросили Христа об Израильском царствии, перед Его воскресением, Он сказал им: «...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» Деян. Ап. 1. 7. Здесь мы видим, что Отец имеет власть решать в какое время должны происходить те или другие события. И принимая решения, Он ни с кем не советуется, ибо Ему ведомы совершенно все обстоятельства. Говоря о Своем втором пришествии, Иисус сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.» Ев. от Марка 13. 32. Бог никогда не опаздывает сделать что либо и никогда не делает что-то прежде времени. Мы знаем, что и рождение Иисуса было точно в нужное время, когда пришла полнота времени: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего...» Галатам 4. 4. Эта полнота времени видна во всех обстоятельствах Израильского народа на тот момент, когда родился Иисус.

Самым ярким обстоятельством было духовное состояние Израильского народа. Хотя и звучит парадоксально, но при том духовном упадке Израиля каждый еврей понимал, что ничто и никто уже не исправит это духовное состояние, если только не вмешается Бог. Считалось, что самыми праведными в Израиле были фарисеи. Любой еврей мог в любое время сутки ответить на вопрос: «кто может войти в Царствие Божие?», они отвечали: - фарисеи! Но в то же самое время, они понимали, что это не так. То есть, на столько лицемерие стало популярным в Израиле! Евреи были знакомы с понятием «крещение», они крестили язычников когда те принимали иудаизм, но никогда бы не признавали необходимость крещения евреев. Ведь они и так являются сынами Авраама, соответственно, им перерождаться нет необходимости. Однако, именно в это время, когда духовная ситуация достигла такой низкий уровень, они поняли, что все нужно начинать с начала. Необходимо перерождение. Они предчувствовали, что придут перемены, дальше падать уже некуда. Поэтому, когда вышел на арену Иоанн Креститель и призывал к покаянию и крещению, то они охотно последовали за Иоанном и принимали от него крещение. Это тот момент, когда они поняли, что их взаимоотношения с Богом стали на ровне со взаимоотношениями язычников с Богом и они беспомощны сами что-то изменить. Вот это время было самым приемлемым для начала служения Иисуса Христа. Так Бог Отец использовал эту ситуацию и решил когда Его Сын должен умереть, а Иисус подчинился воле Отца.

Хотя Иисус был Богом, но так как Он принял плоть человека, Он так же как все люди родился Младенцем, и Ему необходимо было расти и развиваться. Сказано, что «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.» Ев. от Луки 2. 40. «Иисус же преуспеыал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» Ев. от Луки 2. 52. Ему нужно было слушаться Иосифа и Марии, ходить с ними в Храм, запоминать Писания Ветхого Завета и понимать их. Он должен был как дитя познавать и привыкать к земной жизни. Да, Его рождение было уникальным, Его жизнь была уникальной, но Он должен был расти и развиваться как и другие люди. Надо учитывать, что все люди вокруг и не подозревали что Он Сын Божий. Даже Иоанн Креститель, который был родственником по Марии матери Его, не знал об этом до того как Он пришёл креститься от Иоанна. Люди считали Его сыном Иосифа и Марии. А Иисусу нужно было сначала проповедовать, учить народ, собирать учеников которые продолжат проповедь Евангелия, а потом принести Себя в жертву.

Конечно, диавол хотел Его умертвить раньше времени, когда Он был Младенцем, чтобы Он не мог сознательно отдать жизнь за искупление Своего народа. Бог же хотел, чтобы Иисус учил народ, проповедовал Евангелие, а для этого необходим возраст и авторитет. Вот что сказал Бог Моисею по этому поводу: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: Исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их, от тридцати лет и выше, до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания.» книга Числа 4. 1-3. Для того, чтобы служить в скинии, необходим был определённый возраст. Не мог молодой парень служить Богу в скинии, нужен был авторитет. Иисус в Своём служении постепенно приобретал популярность. Был момент, когда даже и книжники и фарисеи были готовы последовать за Ним. Вспомним утверждение Никодима: «...мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.» Ев. от Иоанна 3. 2. Бог хотел, чтобы Его Сын прошел все стадии развития как и все люди. Иисусу можно было икрещения не принимать, ибо Ему не нужно было перерождение, но Он сказал Иоанну: «...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...» Ев. от Иоанна 3. 2. То, что должны исполнять остальной народ, должен был исполнить также и Иисус. Итак, Иисусу нужно было проповедовать, учить и оставить Своих последователей, а потом умереть страдая на кресте. Но начинать Свое служение мог только в тридцать лет, по закону Моисееву.

Вопрос:

Василий, был в церкви с самого детства и знает многие доктрины Христова учения. Ведя свободную жизнь, он спрашивает, почему Христос может его оправдать?

           Отвечает Вячеслав Комлев.

           Ответ:

Дорогой Василий, хочется надеяться, что этот вопрос задан не в качестве косвенного оправдания своих не христианских принципов жизни. Так люди иногда поступают, споря с очевидными истинами, показывая тем самым что они не видят достаточной силы в приведённых аргументах. Поэтому ответ на вопрос будет отталкиваться от того, что вы очевидно не слышали основания для вашего оправдания.

Всякий человека без Христа не имеет этих оснований для своего оправдания и правильны ваши слова, такой человек заслуживает смерть. Ему нет защиты пред Вечным и Праведным Богом. Мой  вам совет не избирать судьбу такого человека.

Другая судьба у человека уверовавшего в спасительную жертву Христа. Почему вы будете оправданы со Христом? Основанием для этого является Слово Всемогущего и Праведного Бога. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.» /Деян. 10:43/ Этому Слову можно верить, потому что пред глазами достоверных свидетелей происходило искупление. Все грехи человечества и ваши в том числе, были уничтожены на кресте. Именно поэтому, требование к вере человека во спасительную жертву весьма критичны. Царь Давид, обращаясь к гражданам своего государства, говорит «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.» /Пс. 2:12/ Под Сыном подразумевается, Сын Божий Иисус Христос.

Конечно, закономерный вопрос, так как грех уничтожен если его каждый день творят люди? Да, он не уничтожен на земле, тут есть разные люди, чтущие Сына и не чтущие. Но за каждым жителем земли движется багаж всего что он делал. И вот на границе пересечения с небом будет проверка, что в багажнике собралось? Тот кто почитает Христа, его грехи уничтожены. Их просто нет в его чемоданах которые он несёт с земли. Тот же кто пренебрегал и не почитал Сына Божия, его багаж будет полон греха, он не уничтожен. Все его дела пойдут за ним.

Понимаете на каком основании вы будете оправданы? Ваши грехи не пойдут с вами. Они уничтожены. Если жертва Иисуса Христа распространяется на вас, а это только в том случае если вы почитаете (повинуетесь) Христу.

Вопрос:

Как определить баланс, сколько времени надо отводить на служение (имеется в виду в церкви, миссии), а сколько на воспитание детей? Сколько времени надо уделять детям? 

           Отвечает Иван Владимирович Милеев.

           Ответ:

Ответ на этот вопрос - это не значит количество времени, хотя статистически отцы тратят в день приблизительно на детей 37 секунд. Это катастрофически мало. Не имеет значение отец служитель или нет, мы все должны находить время для детей. Надо столько надо проводить времени, чтобы знать жизнь ребенка. Т.е. найти время, чтобы поговорить с ним, узнать, чем он живет, занимается, задать вопросы, просто интересоваться жизнью детей. Очень хорошая традиция в семье, когда вместе все обедают или ужинают. За столом в этот момент происходит обмен мнениями, что произошло в течение дня. Это очень хорошая традиция, но, к сожалению, во многих семьях ее не существует. Когда вся семья за столом, и каждый делится тем, что произошло за день, это очень важно. 

В отношении детей служителей, порою эти дети обездолены. В каком плане? Родители были настолько заняты, помогая другим, что совершенно не обращали внимания на своих детей. Я много лет работал в конвенции южных баптистов в Калифорнии. У них даже есть специальная  группа помощи детям служителей. Эти дети оказались жертвой, что их родители так служили другим, что не находили времени для своих детей. Это ужасно, потому что потом этим детям намного тяжелей прийти к Богу, вернуться в церковь. У них часто представление о церкви имеет негативный контекст, в котором все ожидали, что дети служителей должны быть идеальны, к ним были очень высокие требования, но при этом дома они не видели никакого внимания со стороны того же отца, который был сильно всегда занят. Я бы сказал, что даже если один час или два часа или 30 минут, но ежедневно иметь интерес к жизни ребенка и просто провести вмести время – это очень важно, особенно когда вместе можно пойти погулять, поиграться, съездить куда-то, другими словами в самых разных формах  находить возможность общения. Это не тот момент, когда ребенок сидит за столом и отец, как педагог ему что-то рассказывает. Дети не любят такой формат общения. Им нравится неформальное общение. Иногда они больше слышат, когда вместе в игре, походе, в каком-то путешествии или в машине происходит общение в неформальной обстановке, когда отец раскрывает свое сердце и с другой стороны он достаточно находит время и внимания выслушать ребенка. В такие моменты отец действительно заинтересован в жизни того, что происходит у ребенка. Взаимоотношения между отцом и сыном особенно очень важны. 

 

Суммируя все сказанное, хочется подчеркнуть, что важно качество общения, время общения и креативность или находчивость как его проводить. 

Вопрос:

Стоит ли переживать насчет воспитания, когда окружающие обстоятельства выходят из-под контроля? Т.е. штат вводит какие-то новшества, которые могут подорвать здравость воспитания в семье. Сейчас такая наметилась тенденция переезжать в другие штаты.  

           Отвечает Иван Лещук

           Ответ:

Буквально сейчас в сознании всплыл текст слов Иисуса Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».  Я думаю, что родители-христиане всегда переживают, волнуются за своих детей, потому что видят, в каком безумном мире их детки учатся, какие друзья могут привязаться к ним, информационные технологии, игровая зависимость, наркотики, распущенность. Сегодня мир снял табу на все грязные, мутные потоки, которые естественно могут ребенка заразить, покалечить. Я написал очерк, касательно детей, он очень близок мне: « Вы бросили  нас под танки». Речь идет о родителях, которые оставили ребенка в информационном пространстве один на один. Он не зрелый, не совершенный и, конечно же, может потерять свою моральную, нравственную невинность, может впасть во все тяжкие, как мы говорим. Я думаю, что волнение родителей - это естественное состояние в несовершенном мире. В этом плане мы делаем со своей стороны все возможное и некие границы нужны. 

Несколько лет тому назад пробивался закон о том, чтобы детям рассказывать о радостях семейных интимных отношений до 10 лет. Все педагоги, специалисты говорили, что ребенок должен созреть, сформироваться, надо оттянуть все эти моменты о наслаждениях интимной жизни, чтобы у него не было искушения. Есть очень много нюансов, которые заставляют нас волноваться и переживать и очень крепко молиться к Господу, чтобы Божья защита, охрана была над детьми. Я, например, молился очень долго, чтобы мои дочери пережили рождение свыше, чтобы церковь для них была не традицией, но чтобы они были действительно рождены от Господа. Это очень важно. За сына регулярно молюсь, смотрю, присматриваю. С другой стороны Священное Писание говорит нам о том, что «Бог нам дал духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (самообладания)». Духовный иммунитет ребенка закладывается с момента зачатия. Духовный иммунитет имеет способность сопротивляться. Если ребенок воспитывался не в культуре греха, а в культуре святости, если он шаг за шагом формируется на примере родителей, окружения церкви, этот ребенок имеет определенный защитный механизм, когда начинается процесс или происходят встречи с сексуальной распущенностью, гендерные тенденции, навязывание всех этих сексуальных девиаций, или скажем атеизм. Ребенок уже вкусил, как благ Господь, что такое прекрасная семья. Ребенок очень не глуп, он не так быстро поменяет свой оазис, свой рай, своего папу и маму, которая хоть и шлепнула, но 10 или 100 раз его обняла и поцеловала. Поэтому страха не должно быть, когда мы доверяемся Господу, знаем, что Он жив и сегодня контролирует и может нам помочь.  Мы не можем проследить за ребенком, но Господь может каким-то сверхъестественным образом помочь нам. Вот эта комбинация наших усилий, стараний и Господнего участия очень важно. Я приведу один пример. Мои дети тоже учились в школе, где принимали наркотики разные детки, в том числе и славянские, говорили о сексе, где та же теория Дарвинизма. Они окончили самый либеральный университет Беркли. В понедельник я буду на выпускном моей младшей дочери. Она закончила обучение в сфере медицинской психологии. То, что она изучала, читала, начиная с никомаховой этики, если говорить о философии и заканчивая всеми психологическими школами, как я говорю, сексуальными девиациями, которые преподносятся, как норма. Я вижу эту девочку. Она боится Господа, любит Его, служит Ему. Она выступает против оборотов, даже ездит в Сан-Франциско на какие-то акции. Она имеет страсть служить детям не только в воскресной школе, но и лечить их в будущем, если Господь позволит. Т.е. я вижу, что милость Божия, Его защита и наши человеческие, немощные, но при страхе Божием старания,  дают свой результат. Это же касается и сына. Он присутствовал дистанционно на уроке и отключил зоом, когда разговор шел о сексе. Т.е. ребенок – подросток сам способен уже сказать нет. Я думаю, мы не должны бояться за наших детей при одном условии, если с Божьей помощью делаем все возможное. Пристальный взгляд, некое молитвенное предстояние и присутствие к жизни ребёнка необходимо всегда. Я благодарен Ивану Милееву, который подчеркнул этот родительский момент со стороны пастора. Хочу еще важную мысль добавить, что детей надо вовлекать вместе с собой в служение. Когда наши дети были маленькие, мы с женой всегда их брали с собой, если ехали на какое-то посещение, в лагерь. Они слушали проповеди, видели покаяния. Они видели, что папа непросто занимается где-то каждением кадилом, а реально проводит время с молодежью и мама помогает ему в этом.  Они смотрят и у них глазки, сердечки открываются. Они видят, к чему приводят наркотики Т.е. детей надо воспитывать не только на уровни семьи, но вовлекать с собой в служение. Бывают моменты, когда мы – служителя должны остановиться. Как-то я летел на конференцию в другой штат и сидел в аэропорту, оставив жену дома в болезненном состоянии. Голос совести подсказывал, что я делаю неправильно и должен вернуться. Внутри говорило: «Что если сейчас не забочусь о них, то это накопится. Я не должен их оставлять». Сразу отменил полет, вернулся к семье, а конференцию провели без меня. Для меня это был хороший урок. Какое благословение и большое спасибо ты получаешь от жены. Это видят дети, что если у них беда, ты оставишь все и вернешься к ним. 

 

Подводя итог из выше сказанного: не убегать в пещеру, не прятаться от закона, а работать над качеством воспитания детей и проводить с ними время. 

Вопрос:

Одни родители держат детей в «теплице», а другие все им доверяют и часто им позволяют самостоятельно решать вопросы и справляться с проблемами. Какая точка зрения правильная?  

           Отвечает Геннадий Гавеловский 

           Ответ:

Много мудрых правильных хороших мыслей было сказано в процессе этой встречи. Действительно я для себя взял то, что возможно упустил, а что-то было и в моей жизни в процессе воспитания. Вопрос правильный и в тоже время достаточно сложный, потому что если родитель не имеет каких-то познаний, образований в воспитании, то естественно он будет использовать те методы, которые он пережил в своей жизни. Если человек имеет определенное познание, как правильно воспитывать, возможно, он будет использовать то, что получил. Но иногда мы думаем, что если кто-то нам подскажет безапелляционное мнение по поводу воспитания, оно будет у нас работать. Не всегда так.

Я скажу больше того, наверное, всегда не так. Когда мы приехали только в Америку, это было почти 10 лет назад, в церкви подошел ко мне один папа, у которого были маленькие дети и задал вопрос: «Как правильно воспитывать детей?» Я ему сразу же ответил: «Самое главное в воспитании детей это искренность». Когда мы действительно говорим и так же приблизительно живем. Потому что неискренность это то, что нарушает правильность жизни ребенка. Когда мы говорим ему - не делай вот этого, а сами делаем, или наоборот, говорим - делай это, а сами не делаем, это действительно очень сильно влияет на воспитание, становление ребенка.  Одна из первых причин, почему родители не становятся друзьями своим детям, это то, что дети увидели в жизни родителей другое, чем они говорили. Поэтому, чтобы я не уходил от темы вопроса, мне бы очень хотелось, чтобы все мы воспитывали детей, не используя какие-то методы, которые мы абсолютно не знаем. То, в чем мы сильны, что пережили, и что действительно можем дать, вот оно будет работать лучше всего.

 

Если мы где-то наслушаемся или начитаемся каких-то правильных методов в воспитании, но при этом абсолютно не знаем, как они работают, это не приведет к положительному итогу. Наоборот,  скорее всего, приведет к отрицательному результату. Поэтому лучше всего используя свой жизненный опыт, как меня воспитывали, и что действительно сработало правильно или неправильно вот то я должен применять в своей жизни. Да, очень хорошо посещать конференции, читать умные книги, очень хорошо заниматься своим образованием, как родитель, но нужно действительно понимать, что искренность в отношениях, искренность в воспитании, понимание того, что я хочу получить оно намного важнее, чем то, что кто-то использует в своей жизни. Возможно, у кого-то это работает, не факт, что это будет работать у меня. 

 

Ваш ответ в двух словах: «Родители, будьте искренни со своими детьми». То, что вы можете, отдайте им, не делайте фальшивых научных попыток что-то привить им.

Вопрос:

Стоит ли бояться, что дети не уважают своих родителей? Вина ли это родителей или проблема детей?  

           Отвечает Валерий Гавеловский

           Ответ:

Я думаю, что бояться не стоит, стоит переживать. Этот вопрос очень связан с предыдущим ответом. В Библии мы находим одну из заповедей с обетованием «Почитай отца твоего и мать твою и будешь долголетен на земле». Это повеление передается из поколения в поколение. Приходя в церковь, мы, может быть, немного ведем себя по-другому, чем дома. Встречаясь с кем-то, мы можем вести себя чуть по-другому в отличии от того, что мы говорим дома о каких-то людях, когда рядом никого нет. Я никого не обвиняю. Я хотел бы обратить наше внимание, что дети это слышат и замечают, даже если вам кажется, что они уже спят, либо в другой комнате, либо еще что-то. Если дети видят, что в вашей жизни нет уважения, почитания своих родителей, то рассчитывать на то, что со мной будет как-то по-другому – не стоит. Для того, чтобы было какое-то почитание, взаимоотношения, их надо изначально строить. Когда ты проводишь 37 секунд в день с ребенком, тогда не стоит рассчитывать о каком-либо почитании, уважении или более серьезных взаимоотношений с человеком, который для тебя является прохожим. Если мы являемся прохожими в жизни наших детей либо другого  человека, от которого рассчитываем получить какие-то более высокого уровня взаимоотношения, то к этому надо прикладывать усилия. Если ты переживаешь либо боишься о том, что тебя не будут уважать дети, почитать, то необходимо сегодня и сейчас посмотреть и пересмотреть свою жизнь. Как ты ведешь себя со своими родителями – это первое, и второе – прикладываешь ли ты достаточно усилий и времени сейчас, строя отношения со своими детьми, женой, для того чтобы потом впоследствии пожинать плоды? Во время карантина, для меня стало особо ярко понятно, что мы ничего не возьмем с собой из этой жизни в другую. Но точно, что мы забираем - это наши воспоминания о взаимоотношениях с кем-то, о местах. Меня печалит одно, что мы с собой забираем и грустные, печальные, может быть постыдные воспоминания. Но это то, что есть. Мой совет, как молодого отца –  следите за тем, как вы строите свою жизнь со своими родителями, со своими детьми.

Вопрос:

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Можете привести примеры, что является раздражением в этом понимании? Это место часто трактуют, что нельзя запрещать ничего – это ведь раздражение детей. Когда сверстники имеют, а дети нет, то это может приводить их к унынию.

 

Отвечает:

Ответ: Иван Владимирович Милеев.

         Слово «не раздражайте» означает -  не злите их, не обижайте, не мучайте придирками. Греческое слово «редизо» означает раздражать, подстрекать или возбуждать. Распространение детской депрессии учащается в случае отказа детей слушаться родителей по причине чрезмерного жестокого отношения к ним. Наказание является следствием родительской беспомощности влияния на детей, если это наказание становится взрывом эмоций, гнева, неподконтрольных родителям, то это неправильное состояние, в котором можно наказывать. В каком возрасте наказывать детей? Если мы говорим о физическом наказании, это годы ранние, примерно до 10 лет. Когда родитель пытается наказывать физически подростка, то это слишком поздно. Надо применять другие формы наказания, например, лишение интернета, компьютера и т.п. Это более серьезное наказание, чем физическое. Одна сестра наказывала детей только шлепаньем, но ее муж всегда говорил сыну: «Садись, я тебе расскажу, как правильно жить и что важно». Он начинал целый час обучать его, и ребенок слушал лекцию отца. Сын говорил: «Мама, почему отец меня заставляет сидеть и слушать, лучше ты меня накажи физически, чтоб я быстро почувствовал свободу и побежал дальше». Иногда происходит манипуляция наказанием, когда отец становится орудием возмездия: «Придет отец, он тебе даст»- мать говорит. Это неправильное положение дел, когда отец становится тираном, который должен выполнить наказание. Надо правильно наказывать, недолжно быть побоев, необходимо искать другие формы наказания, которые может быть более эффективнее, чем физическое, чтобы потом не притесняли и не лишала родительских прав.

 

Обычно больше мальчиком присуще физические наказания. Я не помню, когда наказывал дочерей. У меня два сына и две девочки. Мальчиков я очень редко наказывал и от этого они не стали плохими, но есть другие формы влияния, общения, воздействия, слова должны работать. Иногда говоришь строгое слово и девочка или дочь уже плачет, потому что она чувствует, что что-то неправильно сделала. Поэтому я говорю, что физическое наказание часто является следствием того, что родители не имеют воздействия на ребенка или потеряли его. Знаю одну семью, которые научили своих детей, что наказание – это Библейская форма воспитания. Дети перед наказанием закрывали окна, чтобы соседи не видели, как их наказывали. Они знали, что если расскажут кому-то, то останутся  без родителей и их поселят в другую семью. Дети тоже должны знать и понимать, что есть Библейские формы наказания, но злоупотреблять физическим наказанием, это очень неправильно. Наказывать в гневе – это неправильно. Раздражать – это просто придираться к ним, доводить до состояния какого-то гнева. Родители, кроме того, чтобы наказывать, должны поощрять детей, говорить хорошие слова. Лютер говорил так: «Пожалеешь розгу - испортишь ребенка, но помимо розги держи при себе яблоко, чтобы дать ему, когда он поступает хорошо».

 

Родители, которые умеют наказывать, но не умеют поощрять ребенка, имеют большой пробел в воспитании. Один человек сказал, что помнит такое горькое замечание Джона Ньютона: « Я знаю, что отец мой любил меня, но он не хотел, чтобы я видел это». Мы родители, прежде всего, должны показывать детям любовь и тогда намного легче воспитывать словами, и может быть не нужно лишний раз использовать методы физического воспитания. Всему свое время. Время физического воспитания – это ранний возраст, я думаю до 10 лет. Когда родители решают воспитывать физически в 17 лет, извините, у вас будут проблемы. Когда уже сын выше отца, вы уже опоздали, нужны другие формы воспитания.

 

Полный Вопрос:

В Писании есть пример священнослужителей, у которых были дети, ведущие недостойный образ жизни. Является ли это аргументом, что у служителя могут быть безнравственные дети?

 

Ответ: Сергей Борошко.

         Да, могут быть. Примеры из Писания и истории из реальной жизни подтверждают этот факт проблемных детей, подростков, уже взрослых детей, которые совсем не похожи на родителей в моральном плане. В таких случаях не следует обвинять или выдвигать всеобъемлющее обвинение родителям-служителям, что они не уделяли время или подали плохой пример. Не следует впадать и в другую крайность, т.е. снимать ответственность с родителей за воспитание детей. Речь не об этом. Конечно же, надо уделять время. Тем не менее, следует помнить, что в определенном аспекте родители детей не творят, это не художник, который рисует картину и все полностью контролирует. Воспитание невозможно описать при помощи формулы. Например, если отец проводит один час в неделю, то получает не очень результат, а если 10 часов, то средний результат, а проводя 20 часов  – получает идеального ребенка. Нет такой формулы.

         Нельзя отрицать, что у детей есть свободная воля. Рано или поздно они будут принимать самостоятельные решения, и они не всегда будут правильными. Не только родители влияют на детей. Божий подарок, что человек имеет свободную волю, в том числе ребенок. В определенное время он может отвергнуть ценности родителей, как не печально, но такая возможность остается. При этом все равно подчеркну то, что уже говорилось, что есть ответственность родителей в воспитании детей - сделать свое служение, я бы так назвал. Служители должны служить, в том числе своим детям, помня о служении Богу. Большая часть этого служения – это служение своим детям. Очень важно, чтобы не расходилось слово с практикой, чтобы ценности, которые провозглашают родители, не расходились с реальными ценностями. Дети видят неискренность. Служитель может быть фарисеем.

         В заключении хочу напомнить, что темой нашего рассуждения была «Допустимо ли физическое наказание, как часть воспитания детей?» Точка зрения многих сегодня спикеров сошлась в том, что допустимо, но надо знать, как этим пользоваться.

Полный вопрос:

Может ли Бог создать камень, который не сможет Сам же поднять.

Отвечает: Сергей Мороз


Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог
мудрость мира сего в безумие? - 1 Кор 1:20
Одним из последствий грехопадения для человека стал тяжелый труд для
удовлетворения самых базовых потребностей. По мере того, как люди привыкали
к новым реалиям, стали вырисовываться три основных типа людей. Сильные,
которые работали много, умные, которые находили способы добиваться тех же
результатов, но при меньшей затрате физической силы и наконец мудрые.
Мудрые люди были те, кто сообразили как можно использовать труд умных и
сильных для обеспечения собственных базовых потребностей. При таком
раскладе у мудрых обнаруживалась масса времени, которую они, тратили на
разного рода удовольствия.


Некоторые люди, однако, использовали свободное время для исследования
внутреннего мира человека. По мере того, как человек исследовал самого себя он
почти всегда обнаруживал там нечто “инородное”, напоминающее ему, что он
создан для некой высшей цели. Пропитание и удовольствия не могли в полной
мере заглушить в нем голос Бога, сотворившего его по Собственному образу и
подобию. Этот голос не давал покоя человеку, отвлекая его от повседневной
суеты и развлечений. Было только два выхода из этой ситуации. Первый, это
найти Источник этого голоса и узнать Его волю. Второй - попытаться доказать, что
нет никакого Источника, просто надо найти способ заставить замолчать этот
голос, мешающий человеку жить в свое удовольствие.
Таким образом люди разделились еще на два лагеря. Те, кто поверили, что
голос принадлежит их Творцу и Первопричине всего существующего и тех, кто
пытался доказать обратное. Целью противников Бога, чаще всего становились Его
качества, которые Бог открывал ищущем Его. Одним из таких качеств является
Божие всемогущество. Именно всемогущество Бога и ставится под сомнение,
когда человек задает вопрос о “неподъемном камне”.
Если понимать этот вопрос буквально, то становится очевидным его
бессмысленность. Например, человек может построить дом или собрать машину,
которые он не может поднять, но это никоим образом не умаляет его достижений
и могущества. Например, ученые до сих пор не могут найти ответа на то каким
образом Египтяне передвигали глыбы для постройки своих пирамид, которые
невозможно поднять даже используя современную технику. На самом деле смысл
вопроса про камень лежит глубже. Есть ли что либо чего всемогущий Бог не
может сделать?
Для того, чтобы найти ответ, необходимо рассматривать всемогущество
Бога в совокупности со всеми другими Его качествами, такими как любовь,

милость, святость, премудрость, справедливость и др. При таком рассмотрении
вопроса становится ясно, что Бог ограничен в Своих действиях. Например, Бог не
может грешить, так как святость подразумевает безгрешность. Бог не может
делать что либо бессмысленное, так это противоречило Его премудрости.
Наконец, Бог, создавший личность, подобную Себе и наделив ее способностью
любить не может заставить ее любить Себя, так как это несовместимо с понятием
любви.


Самый красочный пример того это слова Христа перед Иерусалимом:
“Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов
своих под крылья, и вы не захотели!” Лук. 13:34
Таким образом, можно сказать, что сердце человека это тот “камень”, который Бог
не может “поднять” без желания и согласия человека созданного по образу и
подобию самого Бога. Подобное самоограничение Бога не умаляет, а наоборот,
возвышает Его могущество.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Slavic Theological Collegium

Славянская Богословская Коллегия

 Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры