СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО
Иван Лещук
В современном обществе миллионы душ страдают суицидоманией (суицид +mania – влечение, безумие) – постоянным/неослабевающим стремлением покончить жизнь самоубийством. Самоуби́йство или суици́д (от лат. sui caedere - убивать себя) определяют как сознательное, преднамеренное и добровольное лишение себя биологической жизни/убийственное саморазрушение тела; суицид – это умышленный отказ от земного бытия и выбор смерти, как единственного средства/избавления от глубокого личностного кризиса/страдания; как правило, суицид – это неестественная, быстрая и преждевременная смерть «не в свое время» (Еккл.7:17). Поведение, обычно не приводящее к немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, наркотики, курение, отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях, нарочитое пренебрежение техникой безопасности, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки, пренебрежение опасностью во время боевых действий), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен, называется саморазрушающим поведением. Некоторыми исследователями такое поведение выделяется в третий класс самоубийств —скрытый суицид. Примером самоубийства с использованием других людей может быть так называемое самоубийство с помощью полицейского.
Причины суицида (духовные/социальные/психофизиологические) разнообразны и индивидуальны в каждом отдельном случае. Находясь в экстремальных/стрессовых обстоятельствах (социальные/семейные/финансовые кризисы, болезни/инвалидство, смерть близких, старость, одиночество, психические расстройства) – разные люди реагируют на них по-разному. Одни – преодолевают, другие же, испытывая душевные и/или физические переживания/боль, впадают в состояние печали/уныния/депрессии/безнадежности, считая бессмысленным свое дальнейшее существование. Случается, что причиной суицида становится: уязвленная гордость/«честь», эгоизм, обида, зависть, желание мести, манипуляция/протест, страх позора/наказания, ложное чувство долга, алкогольное/наркотическое опьянение, «несчастная любовь», «пресыщение жизнью», психические расстройства, демоническая одержимость. В целом, общей почвой для большинства самоубийств является духовная незрелость и тяжелый личностный кризис, неверие в Промысел Божий, отсутствие/потеря истинного смысла жизни и неприятие духовного значения жизненных страданий/испытаний (Иов.2:10) - «креста своего» (Мтф.10:38).
Случаи суицида, описанные в Библии, свидетельствуют о печальной участи самоубийц. Так, Саул, от которого «отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух» (1Цар.16:14), страдая от физических ран («тоска смертная» - 2Цар.1:1-16), и страшась возможных издевательств со стороны врагов, сознательно совершил самоубийствo (1Цар.31:4). «Так умер Саул за свое беззаконие» (1Пар.10:13).
Примеру царя последовал его отрок-оруженосец, который под воздействием импульсивных чувств и/или в знак солидарности с Саулом, «пал на свой меч и умер с ним» (1Цар.31:5) (Возможно, что Саул умер не сразу, и над ним была совершена эвтаназия - 2 Цар. 1:1-10.). Ахитофел, предавший Давида, покончил жизнь самоубийством (2Цар.17:23), когда услышал, что его совет не принят, а восстание обречено на провал. Заговорщик-убийца, Замврий, после неудавшегося захвата власти совершил акт самосожжения - «зажег… царский дом огнем и погиб за свои грехи» (3Цар.16:15-20). Иуда Искариот, сопричисленный к апостолам и получивший жребий служения (Деян.1:17), утратил свое достоинство (Деян.1:20) и стал сыном погибели (Иоан.17:12); «вошел же сатана в Иуду» (Лк.22:3) и он, предав Христа, совершил самоубийство (Мтф.27:3-5).
Библия содержит также истории праведников, преодолевших с Божьей помощью «огненное крещение» страданием. «В пример злострадания и долготерпения возьмите... пророков» (Иак.5:10,11). Моисей изнемогал до смерти («лучше умертви меня… чтобы мне не видеть бедствия моего» - Числ.11:11–15), но оставлял за Богом «право на смерть». Иона «просил себе смерти... лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:2,3,8), осознавая, что только Бог обладает правом забрать его душу («Господи, возьми душу мою»). Илия, в состоянии смертельной тоски, «просил смерти себе» (3 Цар.19:4), но не лишал себя жизни - «Господи, возьми душу мою». «Вы слышали о терпении Иова...» (Иак.5:10,11) - вся книга Иова пронизана духом отвержения самоубийства и поиском смысла/тайны страданий. Иов потерял детей и имущество, его не понимала жена ("похули Бога и умри", Иов.2:9) и несправедливо осуждали друзья. «Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти...» (Иов 7:15). Однако, несмотря на страшные страдания, Иов не посягнул на свою жизнь. Он верил, что есть еще Тот, Кого он может просить вмешаться в ситуацию, какой-бы безвыходной она ему не казалась. Иисус Христос, несмотря на смертельные душевные страдания (Мрк.14:34) и жестокость крестных мучений, претерпел их все до конца и в ясном сознании. «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мар.15:34) – чаша страданий Христа была смертельно горькой. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мтф.27:34). (Такой напиток помрачал рассудок и притуплял боль/страдания, но Спаситель отказался от него.) Сын Божий молился о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий, но прибавлял: впрочем не как Я хочу, но как Ты;.. не Моя воля, но Твоя да будет (Мтф. 26:39).
В свете библейского откровения, мысли о суициде укореняются в сердце небодрствующего духовно человека и инициируются диаволом - «из сердца исходят злые помыслы, убийства...» и «это оскверняет человека (Мтф.15:19,20). «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мтф.16:23). «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль...» (Деян.5:3); диавол «был человекоубийца от начала» (Иоанн. 8:44).
Другими словами, мысли о суициде, как и сам суицид, следует рассматривать как смертельное искушение и соблазн от лукавого, как греховную страсть и зло против священного дара жизни (Деян.16:27,28), как грех против Божьей заповеди «не убий» (Исх.20:13). Кроме этого, убивая себя, человек подвергает страданиям/мучениям своих родных и близких, греша против ближних и служа соблазном и поношением для неутвержденных душ. Право распоряжаться жизнью и смертью, в том числе и вечной участью человека, принадлежит только Богу; только Всевышний является высшей инстанцией в вопросах жизни и смерти личности и ничто в мире не совершается без Его воли/попущения, в том числе - страдания.
Традиционное определение суицида, как сознательнего самоуничтожения, усложняет включение в это понятие лиц, не осознающих потенциальную летальность своих действий (сумеречное помрачение/дезинтеграция сознания при психических расстройствах, младенческий возраст - обычно до 5 лет, и др.). Более того, у страдающих шизофренией, биполярными и тревожными расстройствами, а также при демонической зависимости/одержимости, могут возникать различные галлюцинации, подталкивающие больного или одержимого к самоубийству - «и многократно [дух] бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его» (Мк.9:22); «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). В связи с этим, ситуации, когда человек убивает себя в состоянии крайнего аффекта (невменяемость), можно отнести к псевдосуицидам или смертям невольным/несчастным случаям (совершенным ''по неведению» (Деян 3:17). В Библии содержится ясный запрет убийства ближнего (Исх.20:13; Быт.9:6). Но, есть так же закон, оговаривающий случаи непреднамеренного/ неумышленного убийства (Исх.21:12-14; Иис.Н.20:3-6). «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха» (Ин. 9:41). На этом основании, некоторые предполагают спасение «невольных»/невменяемых самоубийц, но «как бы из огня» (1Кор.3:14,15).
«Сокрытое [принадлежит] Господу Богу» (Втор.29:29), поэтому, во всех случаях, как сознательных, так и невольных суицидов, следует помнить, что один лишь Бог в совершенстве знает тайные/сердечные мотивы и помышления всех погибших в момент их смерти, и потому лишь Он обладает абсолютным правом решать вопрос их вечной участи. "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить..." (Иак.4.12). Страдающие же психофизиологически и/или духовно лица, а также люди, находящиеся в состоянии эндогенной и экзогенной интоксикации и абстиненции, как и дугие лица склонные к суициду, не должны оставаться в одиночестве и нуждаются в срочной/неотложной медицинской и духовной помощи (душепопечении, лечении, исцелении).
Самоубийства следует также отличать от смертных случаев, когда лишение себя жизни совершается, как самопожертвование, во имя спасения жизни других людей. Так, летчик уводит горящий самолет за пределы городы, и погибает во взорвавшемся самолете.
Смерть пилота, хотя и была осознанной, однако не была спланирована и не являлась желанным концом для самого летчика – он руководствовался желанием спасти горожан, которые могли погибнуть если самолет рухнет на город. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
«Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла» (Деян.16:27,28). Не имея познания об истинном Боге и спасении, охранник решился на самоубийство. Однако, импульсивное желание воина «умертвить себя» было вовремя остановлено апостолом - «не делай себе никакого зла», но «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Профилактика суицида в греховном мире – это, прежде всего, проповедь Благой Вести для покаяния и обретения человеком веры, спасения и Высшего Смысла жизни. Смирение перед Божьим Промыслом, искренняя вера в Бога и в жизнь после смерти/страданий - является мощнейшим стимулом к жизни и естественным препятствием к суициду («нравственный иммунитет к суициду»). Нынешние же, «временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18-22).
Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. Как правило, такими факторами являются нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства.
«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч. 24:11). Усиленная молитва с постом об исцелении/освобождении от суицидомании, создание атмосферы благодати и принятия в семье, церкви и обществе, а также лечение страдающих психофизиологически и духовно людей - это нелегкий труд и служение, посвященное спасению погибащих душ от проклятия греха и воскрешению их к обновленной жизни во Христе Иисусе. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 6:23).
МЛАДШИЙ СЫН ПАСТОРА РИКА УОРРЕНА ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ
Пастор Рик и его жена Кэй стояли возле дома сына, обнявшись и рыдая. Им много раз удавалось в самый последний момент удерживать своего сына (27-летнего Мэтью) от рокового шага. 5 апреля 2013 г., Мэтью Уоррен, после продолжительной борьбы с психической болезнью, застрелился. Эта борьба длилась фактически всю его жизнь. “За десять дней до этого он пытался покончить с собой с помощью таблеток, – рассказывает Рик Уоррен. – Это была одна из многих его попыток суицида”. “Почти с самого его рождения я боялся, что этот день рано или поздно наступит, и я молился, чтобы он никогда не наступил, но он… все-таки пришел”, – сказал пастор Уоррен в интервью для CNN. Уоррен и Кэй еще раз объяснили, что их сын страдал от пограничного расстройства личности и глубоких депрессий. Холодный медицинский язык объяснит вам, что пограничное расстройство личности “характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации”. “У Мэтью была любящая семья. Несмотря на самую лучшую медицинскую помощь, его заболевание никогда не удавалось полностью взять под контроль. У него были все возможности для получения помощи психиатров, однако это не спасло его”, – с грустью сказал Рик Уоррен в интервью для CNN. – Если бы любовь могла спасти моего мальчика, он сегодня был бы жив, потому что мы в нем души не чаяли”. / Несмотря на самую лучшую медицинскую помощь, лекарства, консультантов и молитвы за исцеление, пытки психической болезнью никогда не утихали, — написал Уоррен членам церкви. - Я и моя жена Кей часто удивлялись его мужеству, смотря на то, как он продолжал двигаться вперед несмотря на неустанную боль. Я никогда не забуду, как много лет назад Мэтью сказал: «Папа, я знаю, что я иду на небо. Почему я не могу просто умереть и покончить с этой болью? « Но он продолжал идти еще одно десятилетие. Спасибо вам за вашу любовь и молитвы. Мы любим вас. Пастор Рик... Не нужно обвинять Бога в смерти моего сына. Мэтью сам принял решение. Это был его собственный выбор”. - По материалам CNN
Comments