• livan

НЕ ПОКИДАЙ НАС, ГОСПОДИ!

Иван Лещук

"Россия, которую мы потеряли" - под таким грустным названием вышел фильм-ностальгия по дореволюционной России. «Перестройка» в России к тому времени уже закончилась. Но еще в 1914 г. французский экономист Эдмон Терри писал: «К середине текущего столетия Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и экономическом отношении...» Почему этого не случилось? Есть ли у России будущее? Именно об этом размышлял в своем авторском фильме режиссер Станислав Говорухин, включив его в трилогию под общим названием «Так жить нельзя».

Анализируя свою жизнь, работу и служение, где-то в глубине души многие из нас понимают, что, возможно, и нам так жить дальше нельзя. Возможно, и мы потеряли нечто главное в нашей жизни. Возможно, и наше христианство хромает на оба колена, хилое и убогое... Вероятно, и нам нужны радикальные перемены в отношениях с Богом и ближними. И хорошо, если совесть подсказывает, что музыка нашей жизни нуждается в корректировке, что в ней слишком много диссонансов и фальшивых нот, что нам необходимо пересмотреть приоритеты. Ведь может оказаться, что храм нашей души уже давно опустел, оставлен Господом. А это значит, мы потеряли не просто Россию или Украину... Мы потеряли - Главное...

К сожалению, многие из нас живут в перспективе только земной, временной жизни. Нередко мы существуем в суете и томлении духа, крутимся, как белка в колесе, в погоне за призрачными целями - обольщаясь славой, накопительством, временными удовольствиями, показной роскошью. От зари до зари работаем на «кредитную историю», на собственную репутацию. Современный «коммерческий Вавилон» всеми силами вовлекает нас в материализм, оцепенение материальными средствами. Сознание незаметно пропитывается идеями о преуспевании, благополучии, личном покое и благосостоянии. Мы наивно верим, что «светлое будущее» не за горами. И все информационные технологии работают на то, чтобы внушить нам эту утопическую идею.

«Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум. И томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Минуты подобного внутреннего разочарования переживал не только знаменитый русский поэт. Кстати, Александр Пушкин сожалел о «коварных стремленьях преступной юности», о самолюбивых мечтах, «утехах юности безумной». Он сознавал, что «в пылу восторгов скоротечных, в бесплодном вихре суеты, о, много расточил сокровищ» он сердечных - «за недоступные мечты».

Пойдите «в народ», и вы услышите сонм голосов, вопрошающих: «Есть ли у нас будущее? Отчего так тоскливо живется в наши смутные, безверные дни? Отчего ностальгия порой находит даже на самых сильных и зрелых? Отчего внутренний раскол, дисгармония души поражают современного человека? Чего ему не хватает? Что будет с нашими детьми? Что происходит с обществом?»

Душа без Бога – сирота

Не оттого ли всё это происходит, что мы все дальше и дальше не просто уходим, а улетаем от Источника Жизни? Не оттого ли, что мы все больше и больше внутренне, духовно сиротеем, надеясь на себя и собственные силы, свою духовность и религиозные программы? И водительство свыше для нас - чисто теоретическое, на уровне провозглашений. Но излученные нами акустические волны быстро затухают, в них нет духа жизни. А в реальной жизни – пустота, неудовлетворенность и горечь, даже при материальном благополучии и «стечении народа». Ведь душа без Бога – сирота. Наша достаточность – только в Нем! Без Бога и церковь сирота. Без присутствия и действия Его Святого Духа церковь превращается в бюрократический институт, бизнес-структуру, пыльный музей, клуб по интересам... Не покидай нас, Господи!

Мы забываем, что человек был создан для общения с Богом. И не случайно старец Силуан Афонский, размышляя о духовной жизни, писал: «Душа моя жаждет Бога живого. Душа моя снова ищет насладиться Господом. О, непостижимая милость Божия: из праха создал Господь человека и вдунул в него дыхание жизни, и душа человека стала родная Богу». Наша душа – родная Богу! И без общения с Ним, мы никогда не достигнем гармонии в жизни, но всегда будем чувствовать себя ущербными. «Ты создал нас для Себя, и наши сердца мятутся пока не успокоятся в Тебе». Я искренне присоединяюсь к этому глубокому по смыслу исповеданию блаженного Августина, прозвучавшему на заре развития христианства. Не покидай нас, Господи!

Современный человек запутался в хаосе культуры (или бескультурья?). «Духовный Вавилон» опьянил его, сделал нетрезвым. Многие души блуждают во тьме, в лабиринтах жизни, не видя выхода, не видя просвета. Многие увлечены «прелестями» греховного, развращенного мира. Многие уже давно перегрузили свою жизнь в виртуальные миры интернета. Им только кажется, что это их пространство. На самом же деле «черные дыры» всемирной паутины давно поглотили и запрограммировали часть современного общества на свой стиль жизни, на свою «ориентацию», повредив ум, опустошив душу, заразив информацией, которая необратимо изменяет личность человека, в особенности ребенка. Не покидай нас, Господи!

За все давно и не нами заплачено. Кому-то это выгодно и нужно. Кто-то давным-давно поставил цель - увлечь человечество «по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8), духовно опьянить и связать человеческую душу, ввести в зависимость - от яркого образа, звука и прикосновения, превратить попечение о плоти в похоть и порочную страсть. Нас целенаправленно отвлекают от главного и от реальной жизни. Мы так заняты, что и дышать-то некогда! Нет времени думать о вечности, некогда поднять голову к небесам, наслаждаясь гармонией Вселенной, некогда заглянуть в глаза своим детям, любимым... Некогда просто помолчать в Его присутствии. Вечная спешка и суета... Нередко даже в церквах так много шума и «программ», что мы не можем уловить главного -«что дух говорит Церквам» (Откр. 2:7). Не покидай нас, Господи!


Лабиринты духовности

Механизм переориентации общества запущен давно - тем, кого Библия называет «человеком греха». Это и есть тайна беззакония в действии (2 Фес. 2:7). Прельщение и обольщение всегда сопровождают отступление от Бога. В русском языке слово «прелесть» имеет, в том числе, и негативный оттенок - высшая мера обольщения, соблазна и привлекательности. Следуя Владимиру Далю, «прелесть - это то, что пленяет, покоряет и пленит чувства, волю и разум. Это что-то очень хорошее, миловидное, красивое, сильное, богатое, т.е. то, что увлекает человеческую душу». Именно такова технология прельщения: нам предлагают нечто внешне приятное, хорошее и полезное, но не предупреждают о последствиях его неправильного использования, не говорят о побочных эффектах, о реальной цене, которую придется заплатить. «Кажется мне, что я заблудился в извилинах страшного лабиринта. Кричу, взываю, и нет мне отклика. Чем дальше иду, тем больше путаюсь. Где я? Что со мною будет, ежели и Ты меня покинешь, Господи?» Перечитывая трилогию Дмитрия Мережковского под общим названием «Христос и Антихрист», нельзя не заметить, насколько глубоко автор отображает духовный путь христианства в истории. Путь сложный и неоднозначный, путь взлетов и падений.

Ведь христиане – странники и пришельцы на этой земле. Пилигримы духа, они идут по узкому пути, по следам Христа, внутренне отделяясь от мира, где царит «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» (1 Иоан. 2:16). Они ведут (но ведут ли?) духовную брань против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. И на этом пути их подстерегает множество опасностей, соблазнов и прельщений. К сожалению, некоторые пилигримы попадают в лабиринты духовности... Не покидай нас, Господи!

Практическое богословие учит нас, что христианское странствие – паломничество - есть прохождение жизненного пути пред лицом Бога, в Его присутствии. Только такая жизнь исполнена смысла, независимо от обстоятельств и переживаний. Духовное паломничество – это путешествие по неизведанной области, сопряженное с риском (гонениями, страданиями, скорбью). Но паломник, однажды принявший решение жить честно, ни на что не взирает, хотя все видит; его жизнь не зависит от изобилия имения и социальных условий; он сознательно подавляет в себе склонность к накопительству и славе, умеет жить и в скудости и в изобилии (Фил. 4:12). Ведь укрепляющий его Иисус – всегда рядом.

Для христианина скромность выражается во всем. Это и готовность избавиться от тревог и переживаний, вызванных чрезмерным количеством дел. Это и мера в развлечениях и отдыхе. Во всем – баланс и гармония. Это также отказ от уверенности в том, что только от нас зависит наше счастье, успех и спасение.

Христианское паломничество - трудное и непредсказуемое. Никто не гарантирует нам уюта и безопасности, никто не избавляет от реальности этого мира - болезней, страданий и смерти, несправедливости и голода. Но нас утешает сознание того, что мы на этом пути не одиноки. Мы не сироты! Мысль об «облаке свидетелей», оказавшихся верными до конца, до смерти, ободряет нас. Они – в вечности, со Христом. Мы – на земле - тоже со Христом! Ибо Он сказал: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Иоан. 14:18); «...Я с вами, во все дни, до скончания века» (Матф. 28:20).

Выйди от неё, народ Мой

Читая Евангелие, мы узнаем, что такое настоящая Жизнь. Мы узнаем, где найти настоящий Путь, Истину и как не потерять смысл жизни в перспективе вечности! Созерцание перспективы вечности не даёт потонуть в мелочах повседневной жизни, омуте развлечений, особенно в греховных мелочах. Страх Божий помогает избегать греха, отказываясь, воздерживаясь ради вечности от многого. Бог призывает Своих избранных оставить мирской стиль и образ жизни; оставить развращенное общество, ибо оно будет уничтожено. «И услышал я иной голос с неба, говорящий: ВЫЙДИ ОТ НЕЕ, НАРОД МОЙ, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба...» (Откр. 18:4). Круг моего общения... О чем я говорю больше всего? О чем думаю больше всего, чем озабочен? Что влечет меня и куда влечет? Кто меня влечет? Бог призывает Свой народ стремиться к горнему и не прилепляться ко греху.

Как сильно звучат в контексте наших размышлений слова старца Силуана Афонского: «Душа, которая в полноте познала Господа и усладилась Им, уже ничего другого не пожелает и ни к чему не прилепляется на земле, и если бы ей предложили царство, не захочет она, ибо любовь Христова так сладка и так радует и веселит душу, что и царская жизнь усладить ее уже не может..» Не покидай нас, Господи!

Pro Christo et Ecclesia - ради Христа и Церкви!

131 просмотр

Недавние посты

Смотреть все

Slavic Theological Collegium

Славянская Богословская Коллегия

 Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры